Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Научная работа » Публикации » Кирово-Чепецкий комсомол 1918 - 2018 » Страницы воспоминаний » Октябрьская революция и культурная жизнь в с. Чепца. Воспоминания М.Н.Шумилова
Мы строили город. Воспоминания Тамары Смертиной   Упрямая жизнь. Воспоминания Бориса Логинова   Так было... Воспоминания Геннадия Шалагинова   Комсомольская здравница. Воспоминания Т.Ишутиновой   Октябрьская революция и культурная жизнь в с. Чепца. Воспоминания М.Н.Шумилова   Комсомольцы в первых рядах. Воспоминания М.Н.Шумилова   
Октябрьская революция и культурная жизнь в с. Чепца. Воспоминания М.Н.Шумилова

Октябрьская революция и культурная жизнь в селе Чепца

 

       Село Чепца - старинное село. К Октябрьской социалистической революции оно сложилось как небольшой промышленно-торговый центр. Жители села по сути не были крестьянами, не имели полевых земельных наделов, почти  не имели лошадей. Многие из них работали на спичечной фабрике, были сапожниками, портными, рыбаками и т.п. Село славилось огородничеством, особенно выращиванием огурцов, которые шли не только на местный рынок, но и сбывались на рынках Слободского и Вятки.

Село Чепца нельзя назвать медвежьим углом в культурном отношении. В селе работали 2 начальные школы: мужская и женская. Десятки лет в мужской школе плодотворно трудилась учительницей Анна Николаевна Луппова, заслуги которой не могут быть забыты. Была в селе и земская библиотека, со значительным, по тому времени, книжным фондом и с широким кругом читателей.

На окраине села находился медицинский пункт. Фельдшером многие годы трудился Иван Семенович Головков - самоотверженный труженик, поистине Герой труда, он пользовался огромным авторитетом и признательностью со стороны населения.

На спичечной фабрике сложилась небольшая прослойка культурно и технически грамотных рабочих, заменявших инженеров и техников, которых на фабрике не было. Механиком фабрики, например, работал талантливый самоучка Иван Лихачев, хорошо справлявшийся со своим делом.

Село Чепца заметно выделялось культурностью населения среди окружающих деревень. Однако, культурное наследство от дооктябрьского прошлого было весьма небогатым. В жизни и быту населения было много от «Растеряевой улицы» Глеба Успенского : пьянства, хулиганства, дикости.

Все это можно было видеть у «Казенки» (лавка по продаже водки), в казарме, где жили пришлые рабочие спичечной фабрики. В казарму было не только страшно войти, но и подойти, особенно в дни получки. Оттуда раздавался дикий рев пьяных людей, матерщина, вопли дерущихся.

Очагом религиозных суеверий являлась церковь. И хотя влияние религии, еще до Октябрьской революции, особенно среди рабочих, начинало ослабевать, большинство населения села и деревень все еще находилось под властью религиозного дурмана.

Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в культурную жизнь села и окружающих деревень, внесла новое, социалистическое содержание в культурную работу, породила новые культурные учреждения. При спичечной фабрике «Чепца» был создан рабочий клуб.

Важным культурным центром становится школа II ступени, особенно после того, когда на смену реакционным учителям приходят преданные Советской власти преподаватели: Одиноков Данил Иванович ( зав. школой), Одинокова Зинаида Владимировна (преподаватель истории), Леонтьева Зинаида Андреевна (преподаватель русского языка и литературы). С их приходом школа  II ступени становится действительно советской школой.

До революции рабочие спичечной фабрики и крестьяне окружающих деревень газет не выписывали и не читали. В 1923-25 годы большинство рабочих и служащих фабрики «Чепца» становятся подписчиками газет и журналов. Больше всего подписывались на «Рабочую газету», «Крестьянскую правду» (многие рабочие были связаны с деревней),на газету «Безбожник», «Вятскую правду», журнал «Крокодил» и др.

      В культурно-просветительской работе принимают участие и кооперативные организации села: потребительское общество, кредитное товарищество, артель по переработке картофеля на крахмал и патоку «Чепца картофель».

     Довольно энергично ликвидируется неграмотность, особенно среди рабочих на спичечной фабрике.

Наиболее распространенной формой массовой культурно- просветительной и политико-воспитательной работы были спектакли. Перед спектаклем, как правило, делался доклад о текущем моменте или значении того или иного революционного праздника, если спектакль был приурочен к этому празднику. После спектакля, обычно, следовали танцы. Спектакли ставились платные и бесплатные. Помнится, в 1921 году плата за вход на один из спектаклей взималась натурой-картофелем, о чем было объявлено в афише. Собранный таким образом картофель был сдан в фонд помощи голодающим.

На сцене клуба при фабрике «Чепца» выступали три драматических кружка (без строго определенного состава) с различным репертуаром. Кружок из местной интеллигенции и учащихся старших классов школы II ступени ставил пьесы классического характера. Ими были поставлены «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Женитьба» Н.В.Гоголя, ряд пьес А.Н.Островского, в частности»Гроза» и «Бедность- не порок», инсценирован «Бежин луг» И.С.Тургенева и некоторые рассказы А.П.Чехова. Этот же кружок поставил на сцене «Дни нашей жизни» Леонида Андреевна, «Потонувший колокол» Герберта Гауптмана, оперетку «Павел Иванов» из гимназической жизни и другие.

Спектакли кружка отличались довольно высоким уровнем исполнения. Этому способствовало квалифицированное руководство бухгалтера фабрики «Чепца» Михаила Михайловича Перевощикова, как режиссера многих постановок.

Второй кружок состоял из комсомольцев. В репертуар входили небольшие пьесы из комсомольской жизни, главным же образом, антирелигиозного характера. Режиссером, гримером, художником-декоратором был комсомолец Алексей Михайлович Перевощиков.

Третий драматический кружок был создан из рабочих спичечной фабрики и руководил им рабочий Павел Подлевских. Кружок ставил целью ставить пьесы более доступные рабочим, силами самих рабочих. Практически это привело к тому, что наряду с постановкой небольших пьес революционного содержания, на свет «божий» были вытащены старые водевили, не имеющие никакой художественной ценности. Беспомощной в драматургическом отношении была инсценировка кружком песни «Хаз Булат удалой».

Павел Подлевских, обладавший природным юмором и талантом рассказчика, взялся за непосильное дело и кружок после нескольких постановок прекратил существование. Оскандалился он и как докладчик. Как уже отмечалось, было принято перед спектаклями делать доклады. Такую попытку сделать доклад на антирелигиозную тему предпринял и Павел Подлевских. Выйдя на сцену, он смог произнести лишь первые заученные им слова: «Поп - широкий лоб». Приложив палец ко лбу, он долго думал, но больше слов не нашлось. Махнув рукой, Подлевских под смех публики удалился со сцены.

Кроме спектаклей, устраивались концерты, включавшие выступления школьного хора, декламацию стихов, отдельные спортивные номера и живые картины.

Отношение публики к своим самодеятельным артистам было самое доброжелательное: их подбадривали репликами, если они проявляли растерянность, иногда подсказывали, что надо говорить и делать. Каждое действие или окончание спектакля сопровождалось дружными аплодисментами.

Однажды, было это, видимо, в 1919, произошел такой курьезный случай. На спектакле дежурил  «Ваня- милиционер» из заводской милиции. Он впервые в жизни был на спектакле, и когда, после первого действия, раздались аплодисменты, увидел в этом непорядок. Он дважды крикнул «Тише!». Но аплодисменты продолжались; тогда усилил слово «Тише» упоминанием … «матери!»- Ваню со смехом вывели из зала и долго разъясняли его ошибку, но он не сдавался и твердил, что ему поручено следить за порядком и тишиной, что он и делает.

В те годы в селе Чепца не было ни кино, ни радио, а тем более телевидения, поэтому спектакли и концерты были памятными событиями в жизни населения села. Они охотно посещались не только молодежью, но и взрослыми, были действенным средством приобщения трудящихся к культурным ценностям, важной формой их политического воспитания.

Близость к губернскому центру, с его драмтеатром и кинотеатрами, в известной мере восполняло то, чего не было в Чепце. Часто бывая в Вятке, чепецкие жители имели возможность сходить в драмтеатр, а чаще всего в кино. В первой половине двадцатых годов в кинотеатрах шли главным образом американские кино-боевики, проникнутые буржуазной моралью и идеологией. С радостью было встречено появление первых советских художественных фильмов: «Красные дьяволята», «Савур могила», а затем и «Бронепоезд Потемкин»

Закрытие в 1925 году спичечной фабрики «Чепца» привело к временному ослаблению культурной работы. В результате последовавшего затем крупного промышленного, жилищного и культурного строительства село Чепца превратилось в город Кирово-Чепецк- крупный не только промышленный, но и культурный центр, о чем, в свое время жители с.Чепца могли только мечтать.

 

Воспоминания написаны во второй половине 1970-х годов. Их автор  -  Михаил Николаевич Шумилов, уроженец деревни Скрябиха Чепецкой  волости. В двадцатые годы – активный комсомолец, один из первых председателей коммуны имени Ворошилова. Впоследствии – историк, кандидат наук.      

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо