Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Детям » Кружковая деятельность
Программы   Кружковая деятельность   Экскурсии   Лекции и музейные занятия   
Кружковая деятельность

Студия музейной направленности

"Книжки для Вани и Маришки. Новое прочтение дореволюционной детской литературы"

(Авторская программа Е.Н.Загайновой, главного хранителя музейно-выставочного центра)

 

         Музейно-выставочный центр города Кирово-Чепецка одним из первых в Кировской области начал развивать студийную деятельность во внемузейном пространстве. Еще в 2010 году в качестве эксперимента руководство КОГОАУ «Гимназия №1 города Кирово-Чепецка» предложило сотрудникам музейно-выставочного центра вести для первоклассников кружок «Тропинки истории».

         Мы не отказались от данного предложения. Кружок мог стать органичным дополнением музейно-педагогической программы «Духовная и материальная культура  жителей Вятского края», по которой уже несколько лет занимались в начальном и среднем звене гимназии. К тому же  это был шанс получить опыт кружковой деятельности вне музея.

  Было ясно, что в основе подобной работы должен лежать потенциал музея, сосредоточенный в памятниках материальной и духовной культуры, направленный на выявление наклонностей и раскрытие творческих способностей личности. Этому соответствовали и новые ФГОС начального общего образования, введенные министерством образования и науки РФ приказом №373 от 6 октября 2009 года, согласно которым  школа нацеливалась на создание открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

         Занявшись кружковой деятельностью, музейному сотруднику пришлось последовательно решать несколько основных проблем:

- отсутствие опыта кружковой работы;

- отсутствие программы;

- недостаток дидактического фонда.

Для решения данных проблем изучалась специальная литература, велись консультации с педагогами, методистами, психологами. Выяснилось, что опыт студийной деятельности в музеях слабо освещается в профессиональной литературе. О кружках и студиях вне музея  информация практически отсутствует.

Разрабатывая план и тематику занятий, мы исходили из того, что первоклассники гимназии занимаются по программе «Духовная и материальная культура жителей Вятского края». Вследствие этого занятия кружка должны были, по возможности, дополнять, закреплять и творчески расширять знания и умения, получаемые в ходе данного курса.

         Недостаточность дидактического фонда стало серьезной помехой в проведении кружковых занятий. Проблему приходилось решать более чем оперативно. Практически к каждому занятию изготавливались необходимые пособия, приобретались вспомогательные материалы, видеофильмы и многое  другое. И к концу учебного года фонд был сформирован, хотя работа по его пополнению не прекращается и сейчас.

         Анализ работы кружка показал и музею и образовательной организации перспективность данного направления сотрудничества. Однако требовалось сделать курс более упорядоченным и адекватным потребностям  школьного сообщества. Отвечая на этот запрос, нами была разработана программа студии музейной направленности «Книжки для Вани и Маришки. Новое прочтение дореволюционной детской литературы» (автор – главный хранитель музейных предметов Е.Н.Загайнова), ставшая победителем международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива-2011» в номинации «Просвещение через книгу».

         Главным содержанием новой программы  явилось изучение исторических и культурных ценностей из собрания музея, прежде всего, книжных памятников,  дающих представление о нравственно-здоровой среде российского крестьянства на примере Вятского края.

Как известно, дореволюционные детские издания (учебная и художественная литература, периодические издания) содержат произведения русских писателей и поэтов, а также переработанные произведения различных жанров народного творчества, создающие живые, многообразные характеры наших предков. Весь этот огромный педагогический потенциал и было решено использовать в работе с современными детьми.

Вся система студийных занятий построена на игровых приемах, необходимых как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Важной составной частью занятий  является использование фольклора,  исследовательская деятельность, театрализация, выполнение логических заданий, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.

На занятиях дети имеют возможность познакомиться с самыми разными предметами из собрания музейно-выставочного центра, но в  особенности, с коллекцией книжных памятников. Последние используются на студийных занятиях разными способами:

- книга показывается и ведется рассказ о ней;

 - громкое чтение текста;

- выполнение каких-либо действий с книгой (сценка);

- инсценирование помещенных в книгу коротких рассказов, сказок, басен;

- выполнение заданиий, помещенных в книге к некоторым рассказам  (ответы на вопросы, отгадывание загадок и т.п.);

- книга выступала предметом исследования;

- книга стала объектом размышлений о ее будущем, а также о месте и роли книги в жизни человека.

Студия как особая форма музейной работы обязательно предполагает творческую составляющую, поэтому в конце каждого занятия организуется творческая деятельность детей на тему занятия. Стало традицией результаты детского творчества демонстрировать в конце учебного года на итоговой выставке.

Первоначально программа студии «Книжки для Вани и Маришки. Новое прочтение дореволюционной детской литературы» была рассчитана только на один год. Однако уже на стадии апробации программы стало ясно, что программа является перспективной. Она позволяет не только разнообразить внеурочную деятельность образовательной организации, но и обладает возможностями для интеграции в учебный процесс. По общему мнению, курс должен был иметь продолжение. Поэтому в течение трех лет с момента запуска программы в нее добавлялись все новые циклы занятий.

За работой музейной студии осуществляется постоянный внутришкольный контроль. Мониторинг аудитории ведет и руководитель студии: опрашиваются и анкетируются учителя, обучающиеся, родители, ведется дневник педагогических наблюдений. Все полученные данные анализируются, после чего программа и отдельные занятия подвергаются корректировке. Таким образом, образовательно-воспитательное воздействие становится более эффективным благодаря работе с постоянной группой детей и возможностью отслеживать результативность занятий, чего нет у других музейных форм работы с посетителями.

Мы заботимся о том, чтобы обратная связь была как можно более содержательной. На совещаниях с педагогами всегда ставится вопрос: насколько музейная студия по своей сути и по своей форме отвечает интересам детей и тем задачам, которые стоят перед конкретной образовательной организацией.

Говоря о новой модели сотрудничества, педагоги отмечают, в первую очередь, важность объединения ресурсов образовательной организации и музея; разнообразие форм и методов внеклассной работы; обогащение нравственного опыта обучающихся путем внедрения более продуктивных технологий; совершенствование контактов с историческим и культурным наследием, хранящимся в музее; создание личностно-развивающих ситуаций в процессе музейно-педагогической деятельности.

Опыт музейной студии оказался интересен не только гимназии №1, но и другим образовательным организациям города Кирово-Чепецка. При этом те, кто не может «потянуть» всю студию,  нередко ограничиваются одним-двумя  тематическими блоками. А, например, школа №7 интегрировала музейную студию «Книжки для Вани и Маришки. Новое прочтение дореволюционной детской литературы» в курс «Основы информационной культуры».

Таким образом, студийная (кружковая) деятельность музея является одним из вариантов музейно-школьного партнерства и может рассматриваться как инновационная деятельность в системе образования. Ее возникновение было  обязано конкретному запросу со стороны школьного сообщества, на которое музей смог ответить.

 

Тематический план студии 

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

Музей и дети

Человек

и природа

Похвала труду

Урок в старой школе

Октябрь

Как Ваня в школу собирался

Вводное занятие

Человек и природа.

Вводное занятие

Руки мастера диво дивное творят

Вводное занятие

Начальные и средние школы Вятской губернии

Ноябрь

О чем рассказывает предмет

Верные друзья (домашние животные)

Деревянных дел мастера

Уроки русского письма и чтения в начальных школах Вятской губ.

Декабрь

Коллекции и коллекционеры

Рассказы лесника (животные леса)

Вятка – деревянная страна

Новый год и Рождество: традиции праздника

Январь

Как книга в музей попадает

Ловись, рыбка, большая и маленькая (занятие рыболовством)

В гостях у гончара

Уроки Закона Божия и церковно-славянского чтения в начальных школах Вятской губ.

Февраль

Какие бывают музеи

Птичий двор

Вятские оружейники

Уроки математики в начальных школах Вятской губ.

Март

Домашний музей

       Враги и друзья                земледельца           (насекомые)

Женские ремесла

Уроки естествознания    в начальных школах Вятской губ.

Апрель

Что мы узнали

 о музее.

Итоговое занятие

Музеи природы.

Итоговое занятие

Укрощение огня (промыслы, связанные с обработкой металла)

 

Свободное время учеников начальных и средних школ Вятской губернии.

Каникулы.

Итоговое занятие

 

Некоторые выводы по работе студии музейной направленности:

 1. Многие занятия студии тематически связаны с тем материалом, который обучающиеся проходят на уроках «Окружающий мир». Этим воспользовался педагог, ведущий уроки окружающего мира. Детям ставились оценки в журнал за самостоятельную работу, которую они выполняли на занятиях студии.

 2. Занятия помогают некоторым детям преодолеть  коммуникативный дискомфорт. Практически все стремятся проявить себя, тянут руки, желая выполнить любое задание. Музейный педагог – руководитель студии, по мнению детей, не так хорошо их знает, а значит можно смело заявлять себя на главную роль в сценке или ведущим в игре.

3. Дети ждут студийных (да и вообще музейных) занятий, и всегда радуются приходу музейного педагога. Они еще на перемене спрашивают тему занятия, а также просят какое-нибудь «задание». Это означает, что они хотят, чтобы им дали какой-нибудь предмет, желательно незнакомый, а они будут  отгадывать его назначение/название. Так ненавязчиво формируется интерес к теме занятия,  материальной культуре прошлого, формируется историческое знание.

4. С каждым годом растет интерес к чтению на перемене книг, которые приносятся на занятие. Детей увлекает необычный вид книги или документа, наличие в тексте «незнакомых» букв. В 4 классе, после того как мы знакомимся с дореформенным русским алфавитом, чтение становится более осмысленным, возникает интерес к истории русской письменности. Вот здесь хочется, чтобы школьные педагоги использовали этот интерес.

5. После окончания занятия дети просят оставшиеся у руководителя студии карточки с заданиями, раскраски и т.п. взять с собой домой, чтобы выполнить их еще раз, но чаще для младших братьев и сестер. Тем самым они невольно продолжают осмысливать тему занятия.

6. Музейный педагог постоянно нацеливает детей на общение с родителями и другими родственниками - представителями старшего поколения. Детей просят рассказать им о занятии, о том, что они узнали (почувствовали). Межпоколенческое общение сближает семью, а, кроме того, опыт старшего поколения семьи помогает детям адаптировать полученные на занятиях знания и умения.

7. Участники студии с удовольствием подключаются к собирательской деятельности музея, более ясно понимая ее значение и необходимость. Они также активно участвуют во всех мероприятиях на площадке музея.

8. Чрезвычайно важно использование на студии фольклора. Воздействуя на эмоции и чувства ребенка, фольклор пробуждает детскую фантазию, развивает воображение, способствует формированию образного мышления. Почти все жанры фольклора здесь более чем уместны.  Невозможно забыть занятие о женских ремеслах, когда ученики одного из вторых классов пять раз (!) просили повторить одну и ту же обрядовую (жнивную) песню и еще не один день, по словам классного руководителя, напевали ее на переменах.

9. Участники студии постепенно/незаметно приобретают позитивное восприятие музея. Но чтобы культурное и духовное развитие личности и дальше проходило при участии музея, необходимо, чтобы система встреч с музеем была продолжена и в дальнейшем, а не обрывалась в среднем звене образовательной организации.

 

Благодарности

  Программа студии развивается и совершенствуется, во многом, благодаря постоянной поддержке руководителей гимназии №1,  учителей начальных классов, которые помогают советом, консультациями, делятся опытом, показывают детям пример, а также поддержке родителей обучающихся, которые занимают активную позицию и поддерживают наши студийные занятия.  За это всем огромная благодарность!

 

 Руководитель студии - Е.Н.Загайнова, главный хранитель музейно-выставочного центра

 

 

Некоторые моменты студийных занятий. Архив 2012-2020 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо