Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Научная работа » Публикации » Кирово-Чепецкий комсомол 1918 - 2018 » Страницы воспоминаний » Комсомольцы в первых рядах. Воспоминания М.Н.Шумилова
Мы строили город. Воспоминания Тамары Смертиной   Упрямая жизнь. Воспоминания Бориса Логинова   Так было... Воспоминания Геннадия Шалагинова   Комсомольская здравница. Воспоминания Т.Ишутиновой   Октябрьская революция и культурная жизнь в с. Чепца. Воспоминания М.Н.Шумилова   Комсомольцы в первых рядах. Воспоминания М.Н.Шумилова   
Комсомольцы в первых рядах. Воспоминания М.Н.Шумилова

Комсомольцы в первых рядах.

(об участии комсомольцев в коллективизации сельского хозяйства).

 

     Конец 1929 года для страны в целом и для Просницкого района был началом массового колхозного движения. В острой классовой борьбе решалась трудная историческая задача социалистической перестройки сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса.

Первыми зачатками коллективного труда в Чепецком и смежных с ним сельсоветов были возникшие к лету 1929 года Скрябинская, Салаковская, Каныпская, Ситниковская коммуны и товарищество по общественной обработке земли (ТОЗ) в деревне Шибаново. Объединяли они преимущественно бедноту и батрачество.

      В конце 1929 года на базе растущего колхозного движения возникла коммуна имени К.Е.Ворошилова. Охватывала она, кроме Чепецкого сельсовета, еще 4 смежных сельсовета. Центром коммуны было село Чепца.

    Просуществовала она недолго и распалась, так как при ее создании были допущены осужденные партией левые заскоки: игнорирование сельскохозяйственной артели, как основной формы колхозного строительства; гигантомания, погоня за процентами коллективизации, нарушение принципа добровольности при вступлении крестьян в колхозы и т.п.

     Чепецкая партийная ячейка быстро исправила допущенные ошибки и была поставлена в этом отношении в пример Вятским Окружкомом ВКП(б). Исправление допущенных ошибок способствовало новому приливу колхозной волны. К лету 1931 года коллективизация крестьянских хозяйств по всему Просницкому району была в основном завершена, кулацкие хозяйства ликвидированы.

      В период 1929-1931 годов я, будучи председателем коммуны имени К.Е. Ворошилова, председателем Просницкого райколхозсоюза, затем заведующим орготделом и заместителем секретаря Просницкого райкома ВКП(б), принимал непосредственное участие в коллективизации сельского хозяйства и довольно близко наблюдал работу комсомольских организаций и отдельных комсомольцев. Комсомольцы Чепецкой и других ячеек ВЛКСМ были активными помощниками партийных организаций в проведении коллективизации деревни, в борьбе против классовых врагов; они вместе с коммунистами первыми вступали  в колхоз.

     В борьбе за победу колхозного строя комсомольцы получили классовую закалку, поднялись их политическая сознательность и бдительность, так необходимая в условиях обострения классовой борьбы в деревне.

     В качестве подтверждения сказанному приведу некоторые факты.

      В начале зимы 1929 года мне пришлось проводить собрание граждан деревни Орехово, Салтыковского сельсовета, посвященное коллективизации и текущим хозяйственно-политическим кампаниям. Со мной был комсомолец, член Скрябинской коммуны, учащийся Чепецкой школы крестьянской молодежи Митя Потапов.

     Собрание в деревне Орехово проводилось мною не в первый раз. Но на этом собрании мне бросилась в глаза какая-то угрюмость и неразборчивость присутствующих. Но мой вопрос, чем это объясняется, один из присутствующих сказал, что причиной является «Письмо Богородицы» и указывал на старика, который привез его с мельницы.

     С копией письма мы познакомились на собрании, но чтобы найти подлинник письма, пришлось после собрания обойти много домов. В конце- концов, мы его нашли. Позднее расследованием было установлено, что его написали монашки, подвизавшиеся около церкви в селе Просница.

    О чем же говорилось в письме?

     Письмо начиналось с сообщения, что где-то в Поволжье к крестьянскому мальчику с неба спустилась Богородица. Она сказала ему, что коллективизация - антихристово дело и что каждого, вступившего в колхоз, ждёт божья кара.

     Кончалось письмо словами: «Кто перепишет письмо в 3-х экземплярах и раздаст другим, тому прощаются все грехи, а кто будет смеяться над ним, того постигнет голод, холод и страшные болезни! Многие родители, главным образом, матери в день собрания не отпустили детей в школу, а заставили их переписывать письмо. Письмо имело хождение не только в Салтыковском, но и других сельсоветах района. Случай с «Письмом Богородицы» произвел на комсомольца Потапова сильное впечатление. Для него, да и для меня, он был поучительным примером, как действует классовый враг, используя темноту и классовые предрассудки. (В годы Великой Отечественной войны Д.И.Потапов был политработником в ракетных частях Советской армии).

      Комсомолец, член Скрябинской коммуны Сергей Скрябин, своей бдительностью помог разгромить контрреволюционное гнездо, приютившееся в доме «Котовчихи», в селе Чепца. Ему показался подозрительным приезд ночью к «Котовчихе» старика Корепанова И.И. (по прозвищу «Чаруша») из деревни Девятьярово, и какие-то спешные приготовления в доме. Обо всем этом он немедленно сообщил в партийную ячейку.

    В доме «Котовчихи» проживало несколько старух, в том числе «Аннушка», бывшая учительница, а затем монахиня. Ее прославляли как святую. У святой «Аннушки» при обыске был обнаружен сверток бумаг, в которых оказались зашифрованные директивы раскрытой в Вятке поповско- офицерской  повстанческой организации. Она оказалась агентом этой организации в Чепце.

     Зимой 1929 года проводилось изъятие у кулаков части имущества в уплату налогов, уплату которых они злостно игнорировали. В связи с этим, в деревне Утробино у крупнейшего кулака, владельца чугуннолитейного завода Утробина А.В., был произведен обыск. Хозяина дома во время обыска не было, он был на лесозаготовках, но к вечеру должен был явиться. Комсомолец-батрак Витя Колесников попросил оставить его на некоторое время в комнате с изъятыми вещами, которую предстояло опечатать. Его просьба была удовлетворена. У Вити Колесникова было желание послушать, о чем пойдет разговор с возвращением Утробина А.В. Разговор, как и можно было предположить, носил исключительно злобный характер, с угрозами в адрес «воров- коммунистов». Но потом произошло непредвиденное. Хозяин дома послал жену посмотреть, в сохранности ли упрятанное ими золото. Жена пошла и принесла большое количество золотых монет и изделий из золота.

     Витя колесников не выдержал, открыл дверь, крикнул «Руки вверх» - (хотя был безоружным) и, пользуясь растерянностью хозяев, сгреб золото, побежал к члену сельсовета.

     Явившись с членом сельсовета, они в присутствии А.В.Утробина сделали опись ценностей, которые были сданы в Райфинотдел.

     Конечно, главным в работе комсомола было участие в налаживании колхозной жизни, организации колхозного производства. Уже на первых шагах колхозного строительства лучшие из комсомольцев становятся председателями колхозов, бригадирами, им доверяются кони, сельскохозяйственная техника того времени: конные косилки, жатки, молотилки и т.п.

    Хотелось бы отметить в этом отношении батрака- комсомольца и члена партии Мишу Вотинцева.  Он был избран заместителем председателя коммуны имени К.Е. Ворошилова, хорошо зарекомендовал себя потом в качестве председателя одного из колхозов Просницкого сельсовета. Заслуживает добрых слов комсомолец Кирилл Булатов, который работал главным агрономом Просницкого Райколхозсоюза. Специалистов сельского хозяйства в колхозах не было, председатели колхозов были в большинстве малограмотными. К.Булатову приходилось оказывать помощь не только в составлении производственных планов и организации труда, но зачастую самому собирать и отлаживать сельскохозяйственные машины, так как в колхозах некому было это сделать. Работал он самоотверженно, почти все время проводил в колхозах. И хотя мы жили в одном доме в деревне Погудинцы, виделись по этой причине, редко.

     Хочется выделить и особо отметить заслуги Галины Пленкиной, работавшей в те годы секретарем Просницкого райкома ВЛКСМ. Просницкая организация ВЛКСМ своим ростом и укреплением во многом обязана ей. Хрупкая девушка, некрепкого здоровья, она кроме руководства районной организацией комсомола, несла вместе со всем районным партактивом нелегкую ношу тех лет: работать, не зная отдыха, не имея минимальных жизненных удобств.

 

  Воспоминания написаны во второй половине 1970-х годов. Их автор  -  Михаил Николаевич Шумилов, уроженец деревни Скрябиха Чепецкой  волости. В двадцатые годы – активный комсомолец, один из первых председателей коммуны имени Ворошилова. Впоследствии – историк, кандидат наук.      

 

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо