Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Научная работа » В помощь юному исследователю » Методические пособия » Окружающие вещи как предмет научного исследования
Окружающие вещи как предмет научного исследования   Работа с респондентом (Как брать воспоминания)   
Окружающие вещи как предмет научного исследования

 

Окружающие вещи как предмет научного исследования

 

       I.            Вступление

 

Приняв решение заняться проектно-исследовательской деятельностью, юный исследователь нередко сталкивается с проблемой выбора темы. В этом случае специалисты советуют исходить из личных интересов и увлечений.

Конечно же, есть те, кто находит материал для исследований в природной среде. И таких исследований природоведческого характера встречается немало. А вот исследования, посвященные какому-либо предмету, встречаются редко. Хотя предметный мир может стать благодатным материалом для исследований. Нас окружают множество предметов. И едва ли не каждый из них может оказаться в центре внимания исследователя.

Разумеется, наибольший интерес вызывают старинные предметы, особенно те, что уже вышли из употребления и увидеть их можно, главным образом, в музее или частной коллекции. Секрет их сегодняшнего обаяния в немалой степени определяется тем, что они сохранили на себе следы не только руки, сделавшей их, но и руки, пользовавшейся ими.Нередко со старинными вещами связаны любопытные истории. Такие предметы  требуют к себе трепетного, внимательного отношения.

Местом для удивительных находок могут стать антресоли, кладовки и чердаки в домах наших родственников и знакомых. Это обычные места для хранения вышедших из употребления вещей. Здесь оказываются ушедшие из быта расписные и резные прялки, сундуки, красочные лубки, мебель, одежда, игрушки и другие предметы разнообразного назначения, и не уничтожались они только благодаря традиционной (по сути своей крестьянской)  бережливости наших предков. Туда же уносили сменившиеся алюминиевой и эмалированной посудой и заводским фаянсом честно служившие на протяжении столетий глиняные горшки, миски, кувшины.

Кто-то, увидев эти ненужные современному человеку вещи, пройдет мимо них равнодушно, у кого-то возникнет желание их сохранить и изучить.

Особое место в предметном мире занимают семейные реликвии. Проникая в их сущность, мы начинаем видеть, как историческое время из абстрактной категории начинает приобретать вполне конкретные формы и наполняться определенным содержанием. Более осязаемой становится связь истории семьи, рода с историей страны.

Предметом-«рассказчиком» может выступить не только старинная вещь, сохранившая отпечаток далекой эпохи, но и вещь современная, хотя и прошедшая долгий путь развития.

«Большая наука» очень долго не признавала вещественных источников, или же считала их второстепенными по отношению к письменным источникам. Историки-источниковеды приводили в своих исследованиях слова И.А.Бунина из стихотворения «Речь»: «Молчат гробницы, мумии и кости, звучат лишь письмена…». Однако время показало, что предмет может поведать очень о многом.

Причиной такого «молчания» предметов старины является неумение или нежелание исследователей извлекать информацию из, казалось бы, совершенно «немых» памятников.

         Чтобы предмет заговорил, необходим особый подход исследователя: необходимо умение «видеть» невидимое и готовность вести с ним диалог. Только при таких условиях он раскроет вам свои тайны.

 

   II.            Этапы изучения предмета

 

В процессе изучения предмета можно условно выделить несколько этапов:

  1. Сбор первоначальной информации (атрибуция предмета)
  2. Уточнение и дополнение первоначальной информации
  3. Анализ и обобщение (интерпретация)

 

1 этап. Сбор первоначальной информации

         Содержащаяся в вещественном источнике информация передается непосредственно через материальную сторону предмета. Поэтому первое, что предстоит сделать исследователю, решившему заняться изучением заинтересовавшего его предмета, это атрибутировать его, то есть, выявить все присущие ему физические свойства, функциональное назначение, историю происхождения и бытования и многое другое. Достигается это путем визуального осмотра предмета, знакомства с его устройством, опроса владельца и других лиц, имеющих отношение к данному предмету.

Для записей рекомендуем завести специальную тетрадь или карточки из полукартона, где о предмете будут записываться следующие данные:

 

Наименование:

Назначение:

Материал:

Способ изготовления:

Цвет:

Форма:

Размер:

Вес:

Устройство:

Дата изготовления:

Автор:

Место создания:

Место бытования предмета:

Социальная принадлежность:

Этническая принадлежность:

Мемориальная принадлежность:

Клейма, марки, надписи и другие знаки, нанесенные на предмет:

Сохранность (с описанием повреждений):

Содержание (для письменных источников):

Порядок, в котором выявляются признаки предмета, индивидуален. Обычно исследователь начинает с тех признаков, которые легче всего определяются. Рассмотрим каждое из этих положений более подробно.

 

Наименование:

Наименование предмета может быть авторским, научным и/или местным. Пишется название на русском языке, в скобках дается национальное или диалектное название, например, чашка чайная, медаль наградная, валек для глажки тканей (местное – валец), корзинка для грибов.

 

Назначение:

Иногда назначение предмета очевидно, например, приспособление для прядения, посуда, сельскохозяйственное орудие, плотницкий инструмент. А иногда назначение предмета непонятно, но, может быть, именно это и привлекло ваше внимание и легло в основу исследования.

 

Следующие положения требуют детального осмотра предмета. Под рукой рекомендуется иметь перчатки, увеличительное стекло, фотоаппарат, поднос  для складывания мелких деталей, а еще приятеля или кого-нибудь из взрослых, которые в нужный момент подстрахуют и не дадут упасть ценной вещи.

 

Способ изготовления:

         Перечисляются виды техники изготовления (чеканка, лепка, резьба, ковка, литье, шитье, печать) и украшения (роспись, вышивка, инкрустация). Если определить самостоятельно не получается, можно просто указать, каким способом – ручным или механическим – выполнен данный предмет. Позднее в процессе консультаций и работы со специальной литературой вы сможете установить технику изготовления предмета.

Эти данные необходимы, прежде всего, при исследовании истории техники, развития производительных сил. Каждый способ изготовления придает предмету характерные черты.

 

Материал:

         Перечисляются все материалы, использованные при изготовлении предмета. Самые распространенные материалы, которые мы узнаем без особого труда это керамика, кость, металл, ткань, бумага, дерево, фотобумага. Многие предметы сделаны из нескольких материалов, все их надо указать.

         Определение материала на следующем этапе исследования позволит вам сделать важные выводы относительно мест бытования данного предмета, традиций его изготовления и использования. Например, выяснив материал, используемый для изготовления обуви, вы проследите связь с природно-климатическими условиями и специфическим образом жизни населения на определенной территории.

 

Цвет:

         Указывается основная цветовая гамма предмета в целом и его составных частей.

 

Форма:

         При описании формы используйте геометрические понятия (прямоугольный, круглый) или сравнения с общеизвестными предметами (каплевидный, яйцеобразный).

 

Устройство:

Определение формы и устройства позволяет установить назначение и функциональные возможности предмета. Для этого необходимо выявить основной принцип устройства предмета. Так, светец, подсвечник, керосиновую лампу и электрическую лампу, при всей несхожести их формы и устройства, относят к осветительным приборам.

 

Размер:

         Размеры указываются в соответствии с принятыми правилами: для  объемных  – высота, ширина, глубина, для круглых – наибольший диаметр. Даются также размеры основания.

         Размеры даются в сантиметрах. Высота измеряется от наивысшей точки предмета до его основания, ширина и длина измеряются между наиболее отдаленными друг от друга частями.

 

Вес:

         Указывается в граммах.

 

Автор:

         Под авторством понимается создатель данного предмета, его изготовитель, составитель, художник, издатель и т.д. Автором предмета может быть указано как отдельное лицо, так и предприятие, на котором был изготовлен предмет.

Определение автора или мастера, изготовившего предмет, желательно, но не всегда возможно. Так, при изготовлении предметов быта русские мастера не указывали свое имя, так как, по их мнению, они принадлежали всему сообществу. Попытки объяснить отсутствие подписей на предметах XVIII – н. ХХ века неграмотностью их авторов далеко не всегда удовлетворительны. Доподлинно известно, что многие из гончаров, резчиков, расписчиков были в большинстве своем грамотными, но вещей своих тем не менее не подписывали. Характерно, что гораздо чаще на этих произведениях встречаются имена владельцев или заказчиков.

         Инициатива указания авторства исходила, как правило, от посредников, разделяющих мастера и потребителя.

 

Дата изготовления:

         Важную роль в изучении предмета играет определение времени и места его создания.

         Определение времени и места создания предмета значительно упрощается в тех случаях, когда известен его автор или мастер. В этом случае надо опираться на биографические данные этого лица. В других случаях время изготовления предмета определяется приблизительно, по аналогии с другими сходными предметами. Оно может проставляться не только точной датой (1855 г.), но и временными отрезками (сер. XIX века, 1-я четв. ХХ века). 

 

Место создания:

Место создания указывается по географическому признаку. Географические названия даются в их исторической форме на период создания (бытования) предмета от общего (страна, республика) к частному (область, район, город, село и т.п.), например, Российская империя, Вятская губерния, Вятский уезд, с.Усть-Чепца.

Территориальную обособленность особенно важно учитывать при  изучении предметов декоративно-прикладного искусства. Механизм передачи традиций в прошлом был основан на непосредственном общении в пределах конкретного коллектива. Осуществлялось это общение на основе живой речи или на непосредственной передаче от одного человека другому приемов создания, способов использования.

 

Место бытования предмета:

О месте бытования предмета обычно рассказывает владелец этой вещи, или же им является место обнаружения данного предмета. Здесь исследователь выявляет разнообразные связи человека (с природой, с миром, с другими людьми).

 

Социальная принадлежность:

         Установление социальной принадлежности предмета является обязательным. Важно записать, в каких слоях населения находился это предмет, кто им пользовался – рабочий, крестьянин, служащий, духовное лицо.

 

Этническая принадлежность:

         Необходимо зафиксировать этническую группу, к которой принадлежал предмет (русские, татары, удмурты, коми…).

 

Мемориальная принадлежность:

         Иногда в процессе исследования удается установить принадлежность предмета историческому лицу. Такие предметы являются мемориальными. От исследователя требуется знакомство с биографией этого человека, выяснение обстоятельств, в которых предмет попал к нему или, наоборот, был им передан (подарен).

 

Клейма, марки, надписи и другие знаки, нанесенные на предмет:

         Дается их краткое описание с воспроизведением имеющихся на них дат, эмблем, гербов, монограмм, надписей в транскрипции подлинника. Все это необходимо зарисовать или сфотографировать, чтобы позднее приложить рисунок или фотографию к исследовательской работе.

 

Сохранность (с описанием повреждений):

         Здесь необходимо описать общее состояние предмета и перечислить конкретно повреждения (ткань выцвела, загрязнена, дерево сгнило, бумага пожелтела). Если предмет реставрировался, укажите, что именно сделано (подклеен, подкрашен).

 

Содержание (для письменных источников):

         Указывается краткое содержание книги или брошюры. Если это документ, то кому и кем был выдан.

 

         Юному исследователю и его руководителю надо постоянно помнить, что любой предмет изучается с двух сторон: во-первых, как результат деятельности человека; во-вторых, как материальный объект, содержащий информацию об определенном историческом, культурном событии или об историческом периоде. Поэтому так важно записать легенду предмета.

 

Легенда:

         Легенда – это история происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом. Она может быть записана владельцем предмета ранее (например, в дневнике), или же вы сами записываете ее с его слов.    Важно записать рассказ последнего владельца вещи очень подробно, при необходимости, задавая уточняющие вопросы.

 

         По мере заполнения карточек у вас будет складываться представление не только о предмете, но и обо всех связях, в центре которых он был. Дело в том, что традиционная вещь никогда не исчерпывалась только своей бытовой функцией. Например, та же чашка выражала не только процесс питья, но воссоздавала картину определенного жизненного уклада. А обувь являлась одним из важнейших элементов традиционного костюма, по которому можно проследить социальные, экономические и политические реалии в определенные периоды жизни в той или иной местности. Вещь становилась как бы отражением мироощущения и эмоционально-психологического склада человека, его имущественной принадлежности, вкуса, общественного положения.

         Так, постепенно, в процессе атрибуции составляется общая характеристика предмета исследования.

 

2 этап. Уточнение и дополнение первоначальной информации

         После того, как будет собрана первоначальная информация о предмете, наступает время ее уточнения и дополнения. Именно дополнительная информация позволит сопоставить все присущие предмету исследования признаки, сравнить его с другими аналогичными и родственными ему предметами.

В этой работе большую помощь окажет научная и справочная литература — монографии, справочники, каталоги, путеводители. Существуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов — определители. Все это – источники научных сведений о предметах материального мира. Нужную информацию можно найти и на официальных сайтах музеев, где хранители и научные сотрудники описывают хранящиеся в музее коллекции.

На данном этапе исследования можно побеседовать с людьми из ближайшего окружения владельца вещи (родственники, соседи), которые могут сообщить немало важных для вас дополнительных сведений.

     Процесс изучения предмета зачастую выливается в межпредметное исследование. Для атрибуции предмета вам могут потребоваться знания из самых разных наук. Например, всем известные колокола и колокольчики являются очень сложным явлением национальной культуры. К их изучению причастны историки, музыканты, искусствоведы, этнографы, металлурги, физики-акустики и другие специалисты.

     Если у вас нет возможности напрямую пообщаться с нужными вам специалистами, сделайте запрос по электронной почте, которая, как правило, указывается в разделе «контакты» на официальном сайте любой организации. Не стесняйтесь объяснять в письме причину вашего интереса.

     Совсем не лишним будет посоветоваться с школьными учителями и работниками библиотек, коллекционерами, мастерами декоративно-прикладного творчества и другими знающими свое дело людьми. Именно они могут помочь вам провести параллели из прошлого в настоящее.

 

3 этап. Анализ и обобщение       

         После конкретизации всей достоверной информации и получения дополнительной наступает ответственный момент обработки всех этих сведений. Для того чтобы в вашем исследовании были реконструированы отношения предмета со средой бытования, необходимо все главные и второстепенные признаки предмета рассмотреть под разными углами зрения.

На этом этапе проводится сравнительный анализ по характерным признакам с другими аналогичными или сходными по происхождению предметами. Для проведения сравнительного анализа могут быть привлечены подобные предметы, находящиеся в школьной музейной комнате, государственном музее или частной коллекции. Вы сделаете вывод, чем ваш предмет похож на другие и в чем его отличие.

 

         Запишите свои выводы, выделите в них самые главные, а другие отметьте как второстепенные. После этого приступайте к составлению плана исследовательской работы. Он поможет вам четко изложить ход проведенного исследования. Не забудьте указать, что, собственно, подтолкнуло вас к исследованию, к каким результатам вы пришли, как намерены его продолжать.

По мере изложения своих мыслей на бумаге у вас еще не один раз появятся новые идеи. Вы будете добавлять их в свою работу, что является вполне естественным моментом. Точно также вы будете совершенствовать стиль письма по мере чтения вслух своей работы.

Советы по оформлению исследовательской работы вы найдете на сайте музейно-выставочного центра города Кирово-Чепецка (http://www.gmvc.ru/ в разделе «Научная работа» - «В помощь юному исследователю»), а также в методических пособиях, которые наверняка имеются в образовательной организации.

         Мы надеемся, что выбранный вами предмет исследования предстанет в конечном итоге не просто вещью, а источником, ключом к раскрытию тайн, связующим звеном в цепи событий, что он даст вам не только знания, но и вызовет определенные эмоции, подвигнет к исследованию своих исторических корней.

 

Е.Н. Загайнова,

главный хранитель музейно-выставочного центра

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо