Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Научная работа » В помощь юному исследователю » Методические пособия » Работа с респондентом (Как брать воспоминания)
Окружающие вещи как предмет научного исследования   Работа с респондентом (Как брать воспоминания)   
Работа с респондентом (Как брать воспоминания)

 

РАБОТА  С  РЕСПОНДЕНТОМ

(КАК БРАТЬ ВОСПОМИНАНИЯ)

         Изучать настоящее и недавнее прошлое с помощью традиционных исторических  источников (материалов и документов из домашних, государственных, общественных архивов, фото-кинодокументов, старых предметов и вещей) весьма затруднительно, прежде всего, потому, что современная история не может быть документирована с достаточной полнотой.

         В доступных нам официальных документах и архивных источниках почти не оказалось места конкретным людям с их непростыми судьбами. В таких условиях единственной возможностью для создания живой и правдивой истории является сбор свидетельств прошлого у очевидцев и участников событий. Интервьюирование человека позволяет создать новый исторический источник – устную историю.

         Устная история – это записанные на тот или иной носитель информации воспоминания людей о своей жизни, о событиях прошлого, свидетелями которого они были.

         Рассказы людей историки собирали всегда, даже в античности. В переводе с древнегреческого «хисторио» означает «хожу, расспрашиваю, узнаю».

         Готовясь к тому, чтобы заняться «устной историей» и, следовательно, проведением исторических интервью, прежде всего, важно определить, какого рода информацию вы хотите получить. Словоохотливый человек может увести вас далеко от основной темы разговора, поэтому следует заранее разработать вопросы, на которые вы хотите получить ответы. Кроме того, от интервьюера требуется иметь общее представление о фактах, о которых может пойти речь на вашей встрече. Хорошо зная исторический фон интересующих вас событий, вы тем самым покажете вашему собеседнику, что относитесь к интервью серьезно. Кроме того, пожилые люди часто путают названия и годы, вы же должны быть в состоянии направить разговор в нужное русло.       

         Где найти подходящего собеседника? Самый простой способ – начать расспрашивать близких, знакомых, школьных учителей, журналистов местных СМИ. Кто-то из них обязательно укажет вам на человека, могущего рассказать об интересующей вас теме.

         Расспрашивая одного человека, попросите назвать вам и других людей, которые могли бы рассказать вам о том же событии. Очень часто именно так и находятся свидетели – по цепочке от одного к другому.

         Если вы еще не знакомы с человеком лично и первый ваш контакт происходит, например, по телефону, не волнуйтесь, даже если поначалу встретите некоторое сопротивление и недоверие. Постарайтесь поставить себя на место человека, которого просят рассказать о своей жизни, работе: согласиться на нечто подобное бывает нелегко. В этом случае полезно назвать имя человека, которого ваш собеседник знает: такой-то посоветовал мне обязательно к вам обратиться. Можно написать письмо, коротко объяснить, чем вы занимаетесь. Однако в этом случае не нужно надеяться, что вам обязательно ответят на письмо. Лучше через несколько дней позвонить и спросить, нельзя ли провести интервью.

         Человека, с которым вы не знакомы, поначалу бывает очень трудно уговорить на беседу. Не удивляйтесь, если телефонные переговоры с ним затянутся.

         Как объяснить будущему собеседнику, для чего вы хотите провести с ним интервью? Достаточно самых простых слов: «Меня интересует ваша биография». Или: «Мы беседуем с теми, кто может нам об этом рассказать».

         Некоторые из ваших возможных собеседников будут приводить доводы, почему они, по их мнению, не годятся для интервью, скажут, что  не очень хорошо знали об интересующем вас событии или что их подводит память. Объясните, что будете благодарны, если с вами все-таки поделятся тем, что помнят, постарайтесь дать толчок, чтобы они начали вспоминать.

         О времени проведения интервью нужно условиться заранее, при чем удобным оно должно быть, прежде всего, для вашего собеседника. Постарайтесь условиться так, чтобы у вас было не менее двух свободных часов. Если не будет хватать времени, ответы могут быть скомканными и интервью получится сжатым и неудачным. Если вашему собеседнику есть о чем рассказать, а вам – о чем спросить, вы можете прийти к нему несколько раз и сделать многочасовую беседу.

         Постарайтесь, чтобы во время проведения интервью вы с вашим собеседником остались наедине, и чтобы вокруг вас было как можно меньше шума, отвлекающих моментов. Из внешних помех самые существенные – телефонные звонки, включенный телевизор, маленькие дети, неожиданные приходы посторонних.

         Не забудьте попросить показать вам старые фотографии или какие-нибудь важные для собеседника документы: справки, грамоты, ордена, медали и пр. Это всегда улучшает процесс воспоминаний и дает вам возможность оценить услышанный рассказ с точки зрения его исторической достоверности.

Техника записи интервью. Весь рассказ респондента должен обязательно записываться. В настоящее время имеются технические средства, которые значительно облегчают запись этих рассказов и дают возможность передать их так, как они были услышаны – со всеми нюансами интонации и лексики. Речь идет об использовании во время взятия интервью диктофона и видеосъемки.

         У видеосъемки большие возможности – фиксируются не только голос и интонация, но и облик, жесты, движения, мимика и даже обстановка, окружающая вашего собеседника. Однако тут есть и свои сложности. Даже получив разрешение на использование во время беседы аудио-видеотехники, интервью может не получиться. Собеседник может долго привыкать к объективу, начать нервничать и все это в конечном итоге может привести к тому, что вы не получите важной информации. Поэтому есть смысл убрать технические средства сразу, как только почувствуете, что это мешает разговору, или включать их периодически.

         Не пытайтесь также спрятать от собеседника записывающую технику. Просто поставьте ее так, чтобы она как можно меньше привлекала внимание. Но если вы будете прерывать интервью и возиться с записью, ваш собеседник начнет отвлекаться и может утратить нить разговора.

 В любом случае – используете вы технические средства для взятия интервью или нет, один человек обязательно ведет запись разговора на бумагу.

 Если вы не успеваете записывать дословно, то записывайте в основном имена, даты и отдельные ключевые слова. В этом случае постарайтесь слушать вашего собеседника как можно внимательнее и, вернувшись, домой, сразу же, не откладывая, запишите все, что сохранилось у вас в памяти.

         Опрос и запись рассказа не должны превращаться в нечто, напоминающее заполнение анкеты. Это должна быть живая беседа, во время которой спрашивающий должен внимательно следить за настроением рассказчика, содержанием ответов и своевременно менять характер и форму вопросов. Интервьюер не может навязывать рассказчику ответы, подменять интерпретацию исторических явлений рассказчика своей собственной. С этой точки зрения недопустимо спорить с рассказчиком, опровергать его и тем более вносить в запись свое собственное мнение, как мнение рассказчика.

         После редактирования рассказа, он прочитывается всеми участниками беседы. Это делается для того, чтобы в записях не было неточностей, чтобы они не превратились в литературное произведение, написанное языком, не свойственным респонденту.

         Существуют единые требования к оформлению воспоминаний. В правом верхнем углу первого листа вносятся следующие сведения:

1.Ф.И.О. информатора

2.место проживания информатора

3.возраст, образование, профессия

4.время, о котором идет речь

5.время и дата записи

6.Фамилия и имя того, кто составил меморат.

         (Все эти данные нужно постараться выяснить заранее или уже в самом конце беседы, потому что это может придать беседе налет казенности и официальности.)

         После записи основных сведений о респонденте идет последовательное изложение содержания воспоминания, написанное от 1 лица единственного числа. По окончании записи ставится подпись и слова: «с моих слов записано верно».

         Получение подписи респондента под рассказом весьма желательно, но не обязательно. Следует учесть, что категорическое требование поставить подпись под рассказом может значительно осложнить работу интервьюера. Для выполнения этого требования к каждому рассказчику придется ходить не менее двух раз, а возможно и более. В некоторых случаях требование расписаться может привести к отказу вести беседу.

         Как себя вести во время интервью. Во время вашей встречи с собеседником надо показать, что вы относитесь к нему с уважением: придите точно к назначенному времени и снова объясните, чем вы занимаетесь и почему для вас это так важно. Ответьте на вопросы вашего собеседника и еще раз, если речь идет о тематическом интервью, обозначьте темы, которые вас интересуют.

         Некоторые собеседники захотят вначале просто поговорить – о здоровье, о погоде. Не торопите их, не перебивайте, это создаст доверительную атмосферу.

         Психологически для проведения беседы лучше начать разговор самому и несколько слов сказать о себе – это тоже улучшит контакт с вашим собеседником.

         Если же ваш собеседник захочет приступить к интервью немедленно, с первой же минуты вашего прихода, воспользуйтесь этим и не теряйте времени.

         Человек подробнее и лучше ответит на ваши вопросы и расскажет о своей жизни, если атмосфера беседы сложится доверительная и дружеская. Это вовсе не значит, что вы всегда должны с ним соглашаться, но для вас прежде всего важен не спор, а та информация, которую он вам сообщит.

         Важно помнить: соглашаясь на интервью, люди доверяют вам часть своей жизни. И их можно просить об этом только в том случае, если вы с уважением отнесетесь к их рассказу, если не злоупотребите полученными сведениями.

         Если вам неинтересно, о чем рассказывает ваш собеседник, он это поймет и отвечать будет так, словно вы отнимаете у него время. Напротив, люди охотно стараются припомнить то, что вам нужно, если почувствуют вашу заинтересованность.

         Человек, которого вы расспрашиваете, может вам понравиться или не понравиться, вы можете соглашаться или не соглашаться с его точкой зрения. Однако вы пришли к нему, чтобы узнать о его жизни, а не для того, чтобы судить его или перевоспитывать. То, что он думает и чувствует, - это тоже часть истории, нравится вам это или нет.

         Иногда бывает трудно оценить свое поведение. Нелегко посмотреть на себя со стороны. Если в ходе интервью у вас возникают неприятные моменты, подумайте, не вызваны ли они вашей манерой держаться или вашим внешним видом.

         Историческое интервью строится на вашем умении разговорить собеседника. Используйте природное умение людей разговаривать. Поощряйте собеседника, но не торопите, не прерывайте, даже если рассказ выходит за границы ваших интересов. Некоторые отвечают коротко, другие длинно. Не ломайте стиль рассказа, свойственный собеседнику. Ведь ваша задача, чтобы он рассказал СВОЮ историю, собственными словами, а не слушал вас. Поэтому ограничьте свои реплики краткими вопросами, стимулирующими рассказ.

         Не скупитесь на выражения внимания и интереса, но воздержитесь от собственных суждений. Однако сохраняйте равновесие; если вы вообще не будете реагировать на рассказ, интервью получиться неудачным.

         Не нервничайте, если во время интервью возникают паузы. Научитесь отличать, когда ваш собеседник закончил свой рассказ, а когда колеблется, не зная, о чем теперь говорить. Иногда люди делают паузу, чтобы затем сказать о чем-то важном.

         Слушая собеседника, не слишком полагаясь на заранее составленные вами вопросы. Только внимательно слушая, вы сможете задать по ходу интервью хороший вопрос. А несколько неуместных вопросов могут «закрыть» для вас все дальнейшее повествование.

         Избегайте вопросов «в лоб», на которые можно получить только односложные ответы. Спрашивайте: «Какова была работа?», а не «Трудно или легко было работать?». Формулируйте вопросы так, чтобы они направленно возвращали память собеседника к определенной теме, истории, событию.

         Избегайте «прижимающих к стенке» вопросов. Спрашивайте не: что тогда вы чувствовали, а что чувствовали тогда люди? В этом случае ваш собеседник сам решит, рассказывать ли вам, что он тогда чувствовал.

         Запомните: самое главное условие удачного интервью – ваш собеседник, его жизнь должны быть для вас интересны.

 

 

Литература

 

1.Второй Всероссийский исторический конкурс для старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХ век». Материалы в помощь участнику конкурса. – Москва, 2000. – с.20-34

2.Головизнина, Н.Л. Как написать исследовательское сочинение. – Киров, 2005.

3.Коган, Э.С. Организация историко-бытовых экспедиций. Методическое пособие. – Москва, 1960. – с.12-14

4.Мартышин, В.С. Твоя родословная. – Москва; «Школьная пресса», 2000. – с.28-29.

5.Проблемы устной истории в СССР./Материалы второй научной конференции./ - Киров, 1991. – с.8-9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо