Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Музей » Коллекции » Письменные источники » Источники личного происхождения
Официальные документы   Фото дня   Новые поступления   Историческая экспозиция музея   Музей глазами детей   Коллекции   История музея   
Источники личного происхождения

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА

         Источники личного происхождения представляют особую группу носителей сведений о прошлом. Как письменные источники они выделены по признаку их происхождения – от конкретного человека. Их источниковедческий анализ и значение получили детальное рассмотрение в исторической науке, а активное использование в качестве источников присутствует в различных сферах получения гуманитарного знания. Исторические, культурологические, литературоведческие, лингвистические и другие исследования активно опираются на источники личного происхождения, дают возможность более глубоко понять происходящее в контексте личности и эпохи [1; с.60-93].

         Крупнейшими собраниями письменных источников вообще и источников личного происхождения в частности являются архивы, музеи и библиотеки. Однако эти учреждения обладают разной степенью открытости и доступности хранящихся в них архивных документов. Анализ использования архивных документов в научных публикациях показывает, что документы из музейного собрания гораздо реже используются в публикациях, чем документы из архива. Нередко музеи уступают и по таким критериям как качество публикаций и научный резонанс, вызванный исследованиями с использованием тех или иных архивных документов.

         Во многом данная ситуация обусловлена отсутствием в музеях научных описаний коллекций и их недоступностью для широкой аудитории. Однако музеи многое делают, чтобы преодолеть данную тенденцию. Есть примеры музеев и музейных объединений, создающих сводные каталоги. Так, например, музеи Вологодской области опубликовали памятники письменности всех видов в едином каталоге -путеводителе. Правда, эта работа выявила еще одну серьезную проблему – однообразности музейных собраний [2].

         В настоящее время на государственном уровне сделан очень важный шаг  в решении проблемы информированности о музейных коллекциях, их доступности и сохранности. Речь идет о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, в котором будет содержаться сводная информация обо всех музейных предметах.

         На своих официальных сайтах музеи все чаще размещают описание коллекций, что свидетельствует о заинтересованности музеев в их продвижении, в том числе коллекций источников личного происхождения. Нет сомнения, что привлечение этих коллекций позволит исследователям отойти от излишней опоры на источники официального происхождения и повысить познавательную значимость исследований.

         В собрании музейно-выставочного центра города Кирово-Чепецка источники личного происхождения находятся в составе коллекции письменных источников. Она стала формироваться еще в 1960-е гг., с появлением в молодом городе Кирово-Чепецке общественного музея. Однако научное комплектование этой и других коллекций началось после получения музеем статуса государственного в 1990 г.

         Основу коллекции источников личного происхождения составляют мемуары. Это, прежде всего, воспоминания участников или очевидцев событий как общероссийской, так и местной истории.

         Все воспоминания классифицируются нами по тематико-хронологическому принципу. Преобладающими темами воспоминаний являются история населенных пунктов Кирово-Чепецкого района с описанием быта и занятий местных жителей, преобразования советской власти, зарождение общественных и политических организаций, история образования, здравоохранения, библиотечного дела, спорта, ведущих предприятий города Кирово-Чепецка.

         Все эти воспоминания, за единичными исключениями, касаются ХХ века. Самое раннее воспоминание написано в 1923 г. Оно принадлежит учительнице З.А. Леонтьевой и посвящено ее работе в Чепецкой школе II ступени. Самое позднее воспоминание написано в 2009 г. бывшим мэром г.Кирово-Чепецка  С.В. Андрияновым о визите Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в наш город. Что касается времени поступления в музей, то первые воспоминания оказались в его собрании в 1967-1969 гг.

         По способу воспроизведения большинство воспоминаний являются рукописью, реже машинописью. Работа с ними по вполне объективным причинам началась в музее в 2000-е гг. К настоящему времени со всех воспоминаний сделаны электронные копии, большая часть набрана в текстовом редакторе.

         Ряд воспоминаний, хранящихся в музейном собрании, послужил основой для статей, опубликованных в сборниках проводимых музеем конференций («Кирово-Чепецк: история и современность», православные краеведческие чтения) и других музейных и общегородских изданиях. Также воспоминания используются сотрудниками музея для подготовки научных статей и докладов, публикаций в местных СМИ и на официальном сайте музея, при разработке лекций и экскурсий, а также при подготовке разного рода мероприятий. Все они часто содержат уникальные сведения об истории малой Родины, бывают особенно ценны при изучении истории общественного сознания, повседневности, при создании биографий.

         Изучение воспоминаний часто приводит к открытию новых фактов, которые требуется либо подтвердить, либо опровергнуть, то есть, порождает вполне самостоятельные исследования. Такие факты были обнаружены, например, в воспоминаниях  майора в отставке В.М. Никулина, в которых описаны события в Вятке в 1905 – 1918 гг.  Описывая события тех лет, Василий Моисеевич, в то время работник Вятской телеграфной конторы, «мимоходом» упоминает об отправке на фронт женского батальона. Повествует автор и о событиях Степановского мятежа –  самого мощного антисоветского выступления 1918 года, затронувшего Вятскую губернию.

         Хотя воспоминания В.М. Никулина, как и многие другие, написаны в духе своего времени (датируются 1969 г.), они все равно способны восстановить некоторые факты, которые не отразились в других местных источниках, уточнить их, восполнить лакуны в ранее полученной исторической информации.

         Помимо рукописных воспоминаний в музейное собрание поступают и опубликованные мемуары в виде газетных публикаций и книг. Из числа художественных мемуаров можно отметить книгу кирово-чепецкого фотографа и журналиста Петра Бармина «Я память тех лет берегу. Воспоминания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Стихи. Фото»  (Кирово-Чепецк, 2010 г.) и книгу Валентина Сыркина «Пешком по жизни» (Киров, 2011 г.) с воспоминаниями о поселке Каринторф – ныне микрорайоне г. Кирово-Чепецка.

         С 2005 г. сотрудники музея ведут целенаправленный сбор воспоминаний для продолжающегося издания «Памяти художника». За прошедшее время вышло три издания в этой серии: два из них посвящены члену Союза художников России Владимиру Лихачеву, и еще одно посвящено члену Союза фотохудожников России Георгию Пойлову.

         Есть в данном разделе источников личного происхождения и  воспоминания-миниатюры, посвященные какому-либо одному эпизоду из местной жизни, жизни страны или биографии. По форме это небольшие журнальные или газетные публикации (А.Л. Плотников. «Я знал Ельцина», Ю.П. Киселев. «Мои встречи с космонавтами», Н.З. Чернов. «На целине» и другие).

Выделены в подразделы мемуары в форме интервью, опубликованные в том или ином периодическом издании, и  мемуары-автобиографии. Хотя мемуары-автобиографии преследуют чаще всего внутрифамильные цели и предназначаются непосредственным потомкам, но нередко и они оказываются в музейном собрании. В данной категории воспоминаний можно привести в пример жительницу г. Кирово-Чепецка Зою Федорову, написавшую воспоминания для своего внука. Она оформила текст воспоминаний в брошюру под названием  «Мои воспоминания о войне». Один экземпляр этого домашнего издания хранится и в музейной коллекции.

Другая часть автобиографий писалась по месту работы, по просьбе различных общественных и других организаций с той или иной целью. Музей стремится, чтобы в его собрании были автобиографии не только выдающихся уроженцев, но и самых простых людей.

         Еще одной разновидностью источников личного происхождения в собрании музейно-выставочного центра являются дневники и путевые заметки. Они представляют собой письменные носители информации – «периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи. В них автором оперативно (каждодневно или с небольшими временными промежутками) посредством записей фиксируются прошедшие события – дневник «идет вслед за жизнью» [3, с.232].

Дневники по своей природе более достоверны, нежели воспоминания. Им присуща свежесть восприятия, а следовательно, и  более достоверное описание того или иного события. Воспоминания же обычно пишутся спустя известное время после происходящих событий, когда кое-какие детали могут быть забыты.

         Иметь в своей коллекции дневники хотели бы многие музеи. Однако встретить их в музейных собраниях можно не так уж часто. Два года назад нам удалось выявить и подготовить к изданию дневники участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. А.А. Горячевского, которые он вел с первого и до последнего дня войны, делая записи практически ежедневно. Содержание дневников дает уникальные сведения о повседневной жизни красноармейца, призванного из Лузского района Кировской области. В них описываются бои, воинские обязанности, маршруты передвижений, госпитальный быт, дается характеристика сослуживцев и командиров, и многое другое, включая новости с родины.

         Издание дневников было реализовано в рамках проекта «Память войны» с помощью волонтеров, которые, получая по электронной почте цифровые копии дневников, переводили их в текстовой редактор.

         Помимо собственно текста дневников издание включает в себя расширенное предисловие с описанием дневников, биографический очерк                    и комментарии, что способствует правильному пониманию содержания документа, личности автора и описываемых событий. Изданные музеем «Фронтовые дневники» А.А. Горячевского служат образцом работы для тех учреждений и лиц, которым также приходится иметь дело с источниками личного происхождения [4].

         К послевоенному времени относятся дневники Бориса Петровича Зверева (1915-1966) – инженера-химика, организатора советского химического производства, главного инженера Кирово-Чепецкого химического завода  в 1951-1966 гг. Записи, сделанные им в общих тетрадях и блокнотах, отражают широкий кругозор этого неординарного человека, остроту ума, независимое суждение, характер.

Так, в записи за 6 января 1965 г. он комментирует Декрет о создании Высших государственных художественно-технических мастерских. «Сорок четыре года назад в «Известиях» был опубликован декрет, подписанный Лениным, о создании Высших  Государственных художественных мастерских с целью «подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Была  война, был голод и декрет предупреждал: «Студенты призывных возрастов считаются военнообязанными,  откомандированными для  выполнения учебной повинности. Лица, не явившиеся в учебное заведение, считаются дезертирами и полежат ответственности по законам военного времени». Промышленность не может обойтись без художников, вот что означал Ленинский декрет».

Через несколько дней вновь следует запись: «Почему тобольский поп  расстрига Григорий Распутин влиял на государственные дела Российской Империи, понятно. Но почему в наше время безграмотный фанатик Лысенко, этот современный Распутин, мог влиять на архиважнейшие области государственной деятельности – науку  (биологию, медицину, сельское хозяйство), отодвинув эти области, по крайней мере, на 20 лет – вот это непонятно. Что-то, видно, есть общее в ситуации».

В дневниках Б.П. Зверева содержится множество отзывов о книгах, кинофильмах, спектаклях, выставках, цитируются стихотворения.

Вторая категория дневников, хранящихся в музее, является своеобразной формой художественного творчества. Для таких дневников характерна тщательная проработка текста.

         Дневником подобного рода являются записи, которые на протяжении большей части своей жизни делал фотохудожник Алексей Михайлович Перевощиков (1905-1988), уроженец села Усть-Чепца. Они широко  известны под названием «Осколки мыслей». Автор сделал к ним такое предисловие: «Сии записки – мои заключения о моих же злоключениях». Записи носят философский характер, характеризуют отношение автора к себе и своему творчеству, окружающему миру.

 Вот, например, как А.М. Перевощиков описывает свое творческое кредо: «Судьба выбрала меня для эксперимента, заставила искать, блуждать, терять, находить, - что, мол, из этого получится? В своем искусстве я направление не выбирал, оно меня выбрало. Моя рука оказалась во власти сердца, а не разума. Ведь то, что от сердца, - чисто и честно. Разум врет, а сердце не обманет».

         Сейчас, когда Алексея Михайловича Перевощикова нет в живых, только эти записи могут в какой-то мере пролить свет на переживания автора, выраженные им в своих работах.   

В настоящее время сотрудники музейно-выставочного центра готовят к публикации «Осколки мыслей». Это издание явится данью памяти знаменитому фотографу.

Мемуарами в публицистическом стиле являются дневники уже упоминавшегося выше фотографа и журналиста Петра Дмитриевича Бармина (1930 – 2013), названные им «Мысли, отданные бумаги». Дневники поступили в музей не в полном составе (об этом говорит нумерация тетрадей). Из семи тетрадей половина датируется девяностыми годами. Остальные содержат записи, которые он вел, начиная с 1958 г.    В них мы находим сообщения о ценах на продукты питания и коммунальные услуги, описания событий, происходящих в стране и мире, а точнее, интерпретацию этих событий. Автор приводит точки зрения других современников (историков, публицистов), иногда консолидируясь с ними, иногда полемизируя.

Запись за 28.04.1998 г. «Правительство то хорошо, которое обустраивает жизнь для всего общества, а не для избранных. Такое ощущение, что все там, в верхах, у власти передрались, перессорились из-за жирных кусков собственности и им не до народа, не до хозяйства страны. Такое чувство, что все они сами понимают, что натворили что-то не то, и теперь собираются запастись средствами и сбежать из разоренной ими России».

У дневников П.Д. Бармина большой потенциал. В будущем они будут востребованы, чтобы лучше понять эпоху «перестройки» в нашей стране. Работа над дневниками в музее только началась, но и сейчас мы находим им применение. Так,  сотрудниками музея был создан фильм по фото творчеству П.Д. Бармина «Город на рубеже веков», в котором в озвучивающий текст были включены цитаты из его дневниковых записей.

Значительную группу источников личного происхождения представляют собой эпистолярные источники,     которые весьма сходны и по характеру материала, и по форме с дневниковыми записями. Они же могут содержать в себе фрагменты воспоминаний о прошлом, но фиксируют события, факты, жизненные ситуации с целью не сохранить память о них для самого пишущего, его потомков или будущих поколений вообще, а информировать о них конкретное лицо – адресат.

Как и воспоминания, эпистолярные источники важны для исследователя, прежде всего, тем, что позволяют ему реконструировать духовно-эмоциональный климат изучаемой эпохи, представить себе, как воспринимались те или иные события людьми, которые сами наблюдали или пережили их.

         Для историка подчас и отдельное письмо оказывается важнейшим свидетельством, но особенно обогащает источниковую базу исследования обращение к крупным комплексам эпистолярных материалов. В музейно-выставочном центре города Кирово-Чепецка таких комплексов несколько:

- Переписка представителей священнического рода Добрынских из с. Спасское Котельничского уезда Вятской губернии 1895 – 1908 гг.

- Переписка Луппова Леонида Александровича с родными из эмиграции. Луппов Л.А. (1892 – 1964), старший сын Александра Николаевича Луппова, известного земского и общественного деятеля, учредителя местного отдела в библиотеке имени Герцена. Эвакуировался из Крыма в 1920 г. в составе Черноморского флота Русской Армии. Письма датируются 1922 – 1925 гг.

– Письма периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

- Переписка семьи Свешниковых из г.Кирово-Чепецка 1960-1980-х гг. Свешников Андрей Андреевич (1925-2002) – участник Великой Отечественной войны, первый заведующий здравпунктом Кирово-Чепецкого химического завода.

Остальные письма, имеющиеся в музейном собрании, объединены в общий комплекс. Они находят применение в экспозиционной и выставочной деятельности, при подготовке различных мероприятий (например, посвященных Дню бумажного письма).

Эпистолярные  источники создают новые возможности получения и интерпретации исторической информации. Поэтому и частная переписка, и материалы делопроизводства постоянно пополняются и изучаются. В 2007 г. был издан каталог «Письма периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Деление источников личного происхождения на группы мы считаем принципиально важным для раскрытия их характеристик, учета их особенностей и полноценного использования в музейной деятельности.

Источники личного происхождения, так же, как и другие виды музейных предметов, требуют тщательного отбора, изучения, сохранения и демонстрации. Все это связано с определяющей функцией музея как хранилища социальной памяти. Поэтому основными направлениями нашей работы с данной коллекцией являются:

- изучение опыта работы с письменными источниками ведущих исследовательских центров;

- качественное улучшение состава коллекции;

- включение источников личного происхождения в научные и научно-популярные публикации;

- поиск новых форматов представления коллекции источников личного происхождения перед специалистами и широкой общественностью;

- полноценная работа с аудиовизуальными документами.

Информационный потенциал, заложенный в источниках личного происхождения, будет побуждать в будущем вновь и вновь обращаться к ним. А значит, работа с данной коллекцией должна постоянно совершенствоваться.

 

Литература

 

  1. Кодан,  С.В.  Источники личного происхождения: понятие, место и роль в изучении истории государственно-правовых явлений // NB: Исторические исследования. — 2014. - № 3. - С.60-93. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.3.11431. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_11431.html
  2. Памятники письменности в музеях Вологодской области: Каталог-путеводитель / Под общ.ред. П. А. Колесникова. Часть 1, вып. 1-4; Рукописные книги (отв. сост. А. А. Амосов, В. В. Морозов). Часть 2, вып. 1-2; Книги кириллической печати (отв. сост. А. А. Амосов, В. В. Морозов). Часть 3, вып. 1-2; Книги гражданской печати (отв. сост. А. А. Амосов, Н. Н. Малинина). Часть 4, вып.1-2; Документы досоветского периода (отв. сост. А. А. Амосов, Б. Н. Морозов). Вологда, 1982-2001. Часть 5, вып. 1-2; Документы советского периода (Отв. сост. Н. И. Решетников). Вологда, 1984, 1988.
  3. Жожикашвили, С.В. Дневник// Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001. – с.232.
  4. См. информацию о проекте «Память войны» на официальном сайте музейно-выставочного центра города Кирово-Чепецка: http://www.gmvc.ru/nashi-proektyi

 

 

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо