Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Научная работа » В помощь юному исследователю » Правила написания и оформления исследовательских работ
Методические пособия   Фотоархив   Перечень тем для исследования   Правила написания и оформления исследовательских работ   Список работ юных исследователей   
Правила написания и оформления исследовательских работ

КАК НАПИСАТЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ

 

Текст исследовательского сочинения должен представлять собой развёрнутую картину, по которой можно составить представление о глубине проработки собранного материала.

Первое, что должно обеспечить успех в деле создания текста исследовательской работы,

- умение излагать мысли на бумаге; стиль; язык письма. Тем более, что стилистические требования, предъявляемые к нему, складываются не только из того, что связано с современным русским литературным языком, но и с письменной научной речью. А она требует строить изложение в форме рассуждений и доказательств. Обычно последовательность развития мысли выражается словами: «в начале», «прежде всего», «значит», «и так», «в то время как», «следовательно», «благодаря этому», «прежде чем перейти к…», «рассмотрим», «остановимся», «в заключение отметим», «всё сказанное позволяет сделать вывод ... » и т.д.

          В научном тексте чаще встречаются сложноподчинённые, а не сложносочинённые предложения, т.к. подчинительные конструкции выражают причинно-следственные, условные и тому подобные отношения. Изложение в научном сочинении отличается всегда достоверностью, поэтому в тексте часто встречаются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности: «конечно», «разумеется», «действительно», «видимо», «надо полагать», «возможно», «вероятно». Обязательным условием объективности изложения является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). Стиль письменной научной речи - это безличный монолог, поэтому изложение ведётся от третьего лица. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план. Неписаным правилом стало то, что автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляется «мы», под которым понимается некий коллектив: сам автор, научный руководитель, консультант и т.д. Но не стоит в тексте слишком часто апеллировать к местоимению «мы», лучше применять конструкции, исключающие его употребление: «автор полагает, что ... ».

Культуру научной речи определяет смысловая точность, ясность, краткость изложения.

 При написании текста необходимо учитывать и тот факт, что он предназначен в будущем для чтения. Чтобы облегчить этот процесс, рекомендуется определения, формулировки подчеркнуть или напечатать вразрядку. Каждую логически законченную часть текста внутри пункта плана следует начинать с красной строки. Текст легче воспринимается, если в конце каждой части даётся краткая фраза - резюме: «итак,
если посмотрим ... », а следующая за ней часть начинается словами: «теперь мы перейдём к описанию ... ».

Всё вышесказанное работает на качество текста исследовательского сочинения. В филологии есть интересная область изысканий - «Лингвистика текста», одним из достижений которой является классификация в тексте сильных позиций, знание которых составляет один из секретов хорошего стиля. В.КХарченко к таким сильным позициям относит название, оглавление, эпиграф, первую строку, последний абзац текста. В целом, стиль изложения служит показателем не только того, насколько глубоко исследователь вошёл в суть изучаемой темы, но и говорит о его культуре, поэтому добиться максимально возможного стилистического уровня текста - одна из главных задач.

Текст исследовательской работы имеет свою структуру. Образцом, который позволит сделать исследовательскую работу в соответствии с требованиями научного текста, является кандидатская диссертация, с текстом которой можно познакомиться в любой фундаментальной научной
библиотеке или найти на сайтах Интернета. Существует традиционно сложившаяся конструкция, основными частями которой являются следующие:

- Титульный лист.

- Оглавление.

- Введение.

- Главы основной части.

- Заключение.

- Список использованных источников.

- Приложения.

А теперь подробнее о каждой из частей.

Титульный лист - первая страница исследовательского сочинения, которая заполняется по строго определённым правилам. Это – лицо исследовательской работы.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее, несколькими интервалами ниже, следуют фамилия, имя исследователя (в именительном падеже).

В среднем поле помещается заглавие исследовательской работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать содержанию. Если заглавие необходимо конкретизировать, то даётся подзаголовок. Не рекомендуется употреблять неопределённые формулировки: «К истории ... », «Материалы к. ..», «Из истории», «О некоторых ... »и др.

Ближе к правому краю титульного листа пишутся фамилия и инициалы научного руководителя, его должность, учёное звание и учёная степень. Фамилии и инициалы консультантов помещаются здесь же и в том же порядке.

В нижнем поле отмечается место выполнения работы и год её написания (без слова «год»).

За титульным листом следует оглавление, содержащее название глав, которые точно повторяют заголовки в тексте.

Главы, разделенные на параграфы и подпараграфы, являются планом сочинения.

Число глав, параграфов в них и подпараграфов в последних должно быть не меньше двух. Если содержание глав нельзя разделить на параграфы, то главы упрощаются до параграфов, т.е. вообще не вводятся.

Главы соразмерны между собой по объему и степени
сложности содержания. Все главы в «Оглавлении» начинаются с прописной буквы. Точка в конце не ставится. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

 

СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

«Введение» - очень ответственная часть, поэтому  на нём следует остановиться подробнее.

Текст «Введения» открывает формулировка актуальности избранной темы исследования. Как правило этот раздел при написании особых затруднений не вызывает. Но он отражает тем не менее непростые и длительные поиски - как к этому вы пришли, почему это действительно интересно, что это действительно новое знание, что это необходимо для теории и практики. При этом, опираясь на современные правительственные, законодательные, директивные и др. официальные документы, найдя поддержку именно в них, часто прямо цитируя их, формулируется не только собственное личное понимание значимости изучаемого явления, но и социальное.

Но социальное и личное понимание важности предпринимаемого исследования не означает, что нет препятствий на пути его реализации. На основе их видения формулируются противоречия (противоречие). Так, если учесть, что любое исследование проводится для того, чтобы преодолеть определённые трудности в процессе познания нового явления, объекта, чтобы объяснить ранее неизвестные факты, то поставленной цели не достичь при нехватке знаний о предмете исследования. Это пример противоречия, когда недостаток знаний о предмете исследования делает нереальным достижение поставленной цели. Очень часто наблюдается, что явно актуальная проблема на практике имеет противоположное желаемому проявление. Так, налицо второе противоречие и Т.д. Следовательно, под противоречием понимается несоответствие между реально существующим и желаемым состоянием.

Обоснование противоречия является непростой задачей. Но без этого не выявить и не сформулировать проблему исследования. Проблема - это неизвестная часть противоречия. Проблемы порождаются изменчивостью мира и познавательной активностью людей!

Как вьrявить проблему? Только в чём-то очень сомневаясь. Что очень часто происходит из-за нехватки, «дефицита» информации для описания или объяснения реальности. Кстати именно способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире, по мнению учёных, считается одним из главных проявлений таланта исследователя.

Что стоит за понятием «проблема»? В переводе с греческого языка это сложный практический или теоретический вопрос, требующий изучения, разрешения. По мнению учёных (И.Н.Кузнецов, Н.Н.Носков, Гараев) -

это категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать;

это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской деятельности;

то объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Можно давать определения ещё и ещё, но уже ясно, что такое проблема а науке, осталось только сказать, что формулируется она чаще всего в виде:

 - проблемного вопроса, который поставлен относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания, ещё неизвестный науке и выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется этот предмет исследования: «каковы», «как», «в какой мере»?...;

- проблемной ситуации, в которой обнаруживается противоречие;

 - проблемной задачи как предполагаемого результата исследования, формулируемого как обыкновенная цель: «определение комплекса условий ... », «найти средства ...» и т.д. Технически справиться с задачей постановки проблемы поможет круг вопросов, на которые необходимо ответить в исследовательской работе. Надо отметить, что в исследовании вопрос вообще имеет чрезвычайно важное значение. Он лежит в основе научного поиска. И есть только один путь к овладению искусством постановки вопросов - надо чаще их формулировать. Но просто так, «из головы», вопросы не появляются. Они возникают во время работы над материалом.

Постановка проблемы имеет важное значение не только для собственно исследования, но и лично для самого исследователя. Так, по убеждению известного американского учёного Д.Дьюи, наличие проблемы является двигателем процесса мышления, которое возникает, когда есть трудность, разрыв мысли, напряжение, смущение и сомнение.

Так что вопрос, возникший в голове и оформившийся в проблему, явился именно тем толчком, который «включил мозг» и вывел на путь поиска собственного решения. Это чрезвычайно важный момент, т.к. далеко не каждый удостоен волнующей радости столкновения с неизвестным и последующим мучительным блужданием в том, что чаще всего, как это станет понятно позднее, давно известном другим. Но это приобщает к общему знанию. А попытка найти собственный ответ на волнующий вопрос обрекает на уникальное открытие.

 Выявление противоречия, проблемы - это стратегические операции. Большой и талантливый учёный В.С. Безрукова  «стратегию исследовательской деятельности» понимала так: «Стратегия исследования - это определение его перспектив, конечного результата, основного направления его проведения. К стратегическим операциям относятся выявление противоречия, проблемы и цели»[

И становится понятным, что для завершения формирования стратегии исследования необходимо только определиться с целью исследования.

Цель исследования

- это мысленное предвидение его результата;

- это авторский замысел исследования;

- это результат, который должен быть получен в итоге

исследования.

Для выработки цели необходимо совершить три операции: спроектировать результат; детально его разработать и, наконец, отточить его формулировку.

 Чтобы научиться ставить цель, надо разобраться в её структуре, которая устойчива и состоит из следующих элементов: целевого объекта, целевого предмета, целевого действия.

А теперь по порядку.

Целевой объект или, другими словами, объект цели - это научные темы, проблемы, разделы, внутри которых находится тема исследования и которые являются её научным обеспечением.

Целевой предмет (предмет цели) - это часть объекта

цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта. Целевой предмет переходит в цель из проблемы, куда, в свою очередь, он пришёл из противоречия. В противоречии целевой предмет был «неизвестным элементом». Его необходимо было преобразовать. В проблеме предмет предстал как составная часть известного и в связи с ним. А в цели - как ядро исследования. На нём фиксируется основное внимание.

 И, наконец, целевое действие (действие цели) - это то действие исследователя, которое он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования: раскрыть, выявить, установить, обосновать, охарактеризовать, экспериментально проверить, изучить, проанализировать, обобщить,
определить значение .... При этом целевое действие должно подбираться таким образом, чтобы дать возможность завершить его за промежуток времени, в котором совершается исследование.

После определения в структуре цели всех элементов остаётся только построить её саму. Вспомни, какой красивый дом из кубиков ты сооружал в детстве. Кубики - это элементы, а дом - твоё исследование. Всё получится правильно, если при «строительстве цели» ты не потеряешь смысл, заложенный в изучаемой теме, т.е. выразишь то, что намереваешься сделать.

 При . формулировке цели необходимо быть предельно точным и кратким. Вот несколько примеров формулировки цели: «Целью данной работы является описание…»; «Цель работы - анализ ... »; «Цель исследования – выявить…»; «Цель исследования заключается ... » и т.д.

После того как выполнены исследовательские операции по разработке стратегии, приступают к принципиально другой исследовательской деятельности - разработке её тактики.

 

ТАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Тактика исследования - это система практических действий, направленных на достижение цели. Тактику часто понимают как средство достижения цели.

Вырабатывая тактику, исследователь конкретизирует цель, т.е. определяет объект и предмет поиска, разрабатывает гипотезу, разбивает цель на подцели и формулирует их, отбирает источники, выбирает методы. Наконец, вся деятельность разбивается на этапы, последовательное выполнение которых поможет реализовать стратегию исследования.

 Тактические операции отличаются от стратегических большей степенью маневренности. Как совокупность действий, направленных на достижение цели, они начинаются с выявления объекта и предмета исследования. Другими словами, идет процесс конкретизации цели «во времени и пространстве» через определение объекта и предмета исследования в соответствии с выдвинутой проблемой,

Объект исследования - это то, на что направлена познавательная деятельность, - это процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и избирается для изучения. Это научное пространство, в рамках которого ведётся исследование. Это - экономическая, политическая, образовательная или любая другая сфера реальности,' та часть nрактики или научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объект исследования как научное знание существует реально. Оно задано другими исследователями, другими научными трудами, какими бы они ни' были по широте и глубине. С этим необходимо считаться как с отправной точкой собственного исследования. При этом необходимо, чтобы знаний,  наработанных по теме избранного исследования было накоплено предшественниками достаточно. Наука должна быть готова помочь описать и осмыслить найденные новые факты. Над объектом исследователь не производит никаких преобразующих действий. Он является лишь источником информации. Объект - это процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и избираются для изучения. '

 Но в объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

Предмет исследования - это часть объекта исследования, которая подлежит тщательному изучению и преобразованию. Это новое знание, которое пытается получить исследователь об объекте.

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и
частное. Но если объект берётся в статике таким, какой он есть на данный момент, то предмет рассматривается в динамике или таким, как он способен под влиянием действий исследователя измениться за короткий промежуток времени, отведённый для выполнения работы. Поэтому объект исследования отражает прошлое и настоящее в науке и практике, а предмет исследования связан с настоящим и будущим их развития.         

Именно на предмет должно быть направлено основное внимание исследователя. Он закладывается уже в теме исследования, определяет её, затем прослеживается как «болевая точка», как неизвестное в противоречии, естественно проходит в проблеме и окончательно формируется в цели как целевой предмет.

 Нередко мы наблюдаем совпадение формулировки темы и объекта либо предмета исследования. Это считается нормальным явлением. Ненормально, когда тема сформулирована шире объекта. Лучший вариант, когда выделенный предмет уже объекта и темы исследования, когда он является их частью.

«Технически сделать» объект и предмет исследования поможет возвращение к тем частям конструкции цели, которые мы назвали «объект цели» и «предмет цели».

После постановки цели, выделения объекта и предмета
исследования начинается процесс построения гипотезы.

 Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом исследования. Гипотеза указывает направление решения главной проблемы. Доказанные в исследовании гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Само слово «гипотеза» греческого происхождения. Состоит из двух исходных носителей смысла: гипо + теза. Это в переводе означает «данный изначально тезис (мысль, положение)», т.е. тезис, лежащий в основе чего-то большего. Впервые гипотеза стала применяться в XIX веке в экспериментах. В наше время перенесена на исследования любого вида и типа.

Гипотеза - это предположение, истинность которого не очевидна, но только через подобие предположения можно быстрее всего достигнуть цели.

Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

 Гипотеза - это теоретическая конструкция, истинность которой требуется доказать.

Выдвижение гипотезы осуществляется на основании литературных сведений и личного опыта. Возможно поставить несколько предваряющих исследование экспериментов. Иными словами, для разработки гипотезы необходимы теоретические знания и эмпирические, рождённые практикой, экспериментом. Всё это поможет на самой ранней стадии отбросить неверную гипотезу и подтвердить правильную или даже выдвинуть новую.

Текстуально гипотеза оформляется в виде тезиса как суждения, утверждающего какую-то важную идею, истинность и достоверность которой необходимо ещё доказать. Формулируется она, как правило, в виде сложноподчинённого предложения: «Если ..., то ...» или «Чем…, тем …».

В целом назначение гипотезы: предсказывать пути и средства достижения целей исследования, выражать позицию автора о снятии противоречия, проверять старые и высказывать новые идеи.

И ещё несколько важных моментов:

- по мнению ученых, гипотеза должна отвечать двум, по крайней мере, требованиям: не противоречить фактам и законам естествообщезнания и предполагать или допускатьвозможность проверки, в результате которой её подтверждают или опровергают;

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- гипотеза - это строго аргументированная точка зрения, правдоподобное предположение. По словам И.Канта, её нельзя расценивать как некую мечту, она есть мнение о действительном положении вещей, выработанных под строгим контролем разума;

- отрабатывая гипотезу, нужно её рассматривать как динамическую величину, т.е. в ходе исследования изменять её, уточнять и детализировать по мере накопления сведений об изучаемом объекте. И, наконец, самое последнее - усилия, затраченные на разработку даже неподтверждённых гипотез не являются напрасными, т.к. существенно приближают исследователя к истине.

Только после разработки гипотезы можно приступать к определению задач исследования. Акцентирование внимания на данной последовательности требует возвращения к цели исследования, в частности, к тому, что все цели делятся на подцели, которые, по отношению к начальной цели являются её задачами. И если цель - это предвидение результатов исследования, то выражение результата в конкретных действиях по его достижению - это задачи.

Ставить задачи после цели нельзя. Её можно достигать разными путями и средствами, которые определяет гипотеза. Если предположить, что
гипотеза- это путь к цели, то задачи - это «вехи» на пути к ней. Поэтому только после её разработки можно приступать к задачам.

Необходимо понимание того, что деление цели на задачи - это неизбежный и реально заданный процесс, цель которого:

- выделение более простых и доступных для выполнения операций;

- создание последовательности выполнения этих операций с учётом их связи, сложности и времени выполнения;

- моделирование всего объёма работы для того, чтобы
правильно рассчитать свои силы.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для поверки сформулированной гипотезы исследования.

Как правильно «построить» задачи исследования? Начать нужно как бы с «расщепления» цели и выделения подцелей. Продумать, какое действие необходимо совершить, чтобы достичь подцели. Не придумывать его, а искать в уже сформулированном выше в отношении противоречия, проблемы, цели, гипотезы. Далее сложные действия необходимо разделить' на две, три простые. Определить сложность каждого действия и порядковую зависимость друг от друга. Расставить операции по порядку выполнения. Отшлифовать формулировки.

«Сложив» задачи, необходимо посмотреть, соответствуют ли они цели. В сумме задачи не должны выходить за пределы цели, превышать её. Задачи должны соответствовать ранее разработанным исследовательским операциям, т.е. среди задач должны быть такие, которые

 - «схватывают» объект и предмет исследования, гипотезу (пункты в формулировке гипотезы должны естественным путём привести к формулировке задач исследования, т.е. сколько условий, столько и задач);

- связаны с изучением теории вопроса (их формулировки чаще всего начинают глаголами: изучить, обобщить, раскрыть, описать, выявить и т.п.);

- определяют состояние практики и проявление предмета исследования. (изучить, знакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, про следить и др.);

- экспериментом (он вытекает из гипотезы и ради неё ставится);

- разработкой практических рекомендаций по использованию в настоящем и будущем результатов исследования.

Правильная формулировка задачи чрезвычайно важна в целом и в частности, т. к. описание решения задачи составит содержание пункта плана исследовательской работы. И заголовок пункта плана рождается именно из формулировки задач.

 После того, как проработаны задачи, можно перейти к методам исследования. По мнению специалистов, человек, вооружённый методами, считается всевидящим и всеслышащим. С помощью методов добывается научное и практическое знание. При этом каждый метод располагает своими возможностями извлечения научно-полноценной информации.

Методов много. Для того, чтобы выбрать необходимые, надо крепко подумать. При этом необходимо учитывать, что метод должен соответствовать трём факторам: цели исследования, источнику и возможностям самого исследователя.

 И, наконец, переходим непосредственно к проектированию этапов исследования.

Этапы исследования - это составные части исследовательской деятельности, выполняемые за определённый заданный промежуток времени и заканчивающиеся созданием определённого промежуточного исследовательского продукта.

 Этапизация исследования, т.е. разделение его на части, - такая же неизбежная операция; как расчленение цели': на задачи. Каждый этап 'характеризуется временем выполнения, перечнем: исследовательских' действий; предполагаемым результатом.

 Первый этап обычно связан с изучением проблемы, литературы, предварительной разработкой аппарата исследования. На; данном этапе вооружаемся необходимыми знаниям и умениями' создавать исследовательскую продукцию.

 На втором этапе осуществляются сбор, систематизация, описание, сравнение, анализ, оценка собственного материала.

 Третий этап связан с обобщением итогов, получением общих выводов, апробацией результатов и т.д.

Этапов может быть и больше. Естественно, их содержание не предполагает только перечисленных действий. К примеру, окончательная разработка исследовательского аппарата может иметь место и на самом последнем этапе, при этом могут появиться более чёткие формулировки.

Выбор этапов - дело серьёзное. Их буквально диктуют задачи исследования и определяет гипотеза. Они организуют труд исследователя. Выполняют функцию контроля и самоконтроля успешности в проведении работы.

 На этом можно закончить разговор о тактике исследования. Но не закончить написание «Введения», той части исследовательского сочинения, выше разбираемые понятия. Правда, осталось самое простое. Называем авторов тех работ, идеи которых положены в основу создания вашего исследования. Эта часть текста «Введения» будет называться теоретической основой исследовательской работы.

Далее необходимо подчеркнуть, что нового вы внесли в изучение поставленной проблемы (расширили или углубили знания о …, вскрыли новые факты ..., пополнили научное информационное пространство новыми знаниями…). Отметить, где уже была апробирована исследовательская работа (написана статья, создан раздел экспозиции школьного музея, положена в основу проекта и др.). И, наконец, текст «Введения» закончите общей для всех фразой: «Наша исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников (45 наименований), 17 приложений».

 В целом необходимо отметить, что содержание «Введения» поддаётся алгоритмизации, поэтому его текст легко проверить на последовательность изложения: актуальность темы исследования - противоречие (я) - проблема (?) - цель - объект исследования - предмет исследования - гипотеза - задачи - методы исследования - этапы исследования - новизна исследования - теоретическая и практическая значимость - внедрение, апробирование результатов исследования - структура самой исследовательской работы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А сейчас переходим к поглавному изложению содержания основной части исследовательской работы, которая составляет 70% всего текста. Содержание глав должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. При необходимости главы делятся на параграфы.

Первая глава, как правило, посвящается теоретическим вопросам, связанным с тем, как исследуемая проблема разработана в печатных изданиях. Нам необходимо сделать не просто обзор и краткий анализ тех источников, которые использованы в написании работы, отметить то, что сделано было по теме предшественниками, но и определить свои подходы
и позицию. Здесь очень важно разобраться с историей развития поставленной проблемы и показать попытки её разрешения другими. При этом, как главную заповедь, необходимо помнить, что ты пишешь эту часть не с целью доказать, что до тебя было сделано что-то не так или совершенно недостаточно, а оценить по достоинству то, что в разработке темы уже достигнуто. В целом данная часть работы должна показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение работать с ней. Изучение литературы по теме исследования позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понять, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

Первая глава всегда строго сконструирована, логична. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. В обзоре незачем излагать всё то, что стало известно по теме исследования и что имеет косвенное отношение к работе. Но всё сколько-нибудь ценное должно быть названо и критически оценено. Данная часть
работы - это возможность вступить в интереснейший и чрезвычайно полезный диалог с мудрыми единомышленниками, которые не столько «снабдят» важными фактами, сколько поделятся идеями, которые станут источником твоих собственных мыслей. А они, в свою очередь, помогут рождению твоих идей.

В целом, на этапе описания найденных источников фиксируется достигнутый, настоящий уровень знания в терминах «есть», «требуется», «надо». Указывается на те средства, с помощью которых вносится собственный вклад в раскрытие темы и разрешение проблемы.

Вторая глава исследования должна быть посвящена воплощению собственных идей. Описав и систематизировав то, что было сделано предшественниками в первой главе, расскажите о своих замыслах. Докажите собственные идеи не только позицией других авторов, но и найденными лично фактами, извлечёнными из других источников: меморатов, архивных документов, экспериментов, музейных предметов, семейных реликвий и т.д. Назовите основные архивные фонды, которые стали для вас наиболее значимыми; музейные предметы, богатые интересной и ранее неизвестной информацией. Сравните полученные результаты с литературными данными. Определите их достоверность.

 Каждая глава заканчивается выводами, в которых обобщается изложенный материал. Выводы - это строго сконструированные, лаконично изложенные результаты исследований. Они отвечают на вопрос, заложенный в цели.

Заключение.. Многие считают его самой сложной частью как в-отношении написания, так и в отношении формулировки выводов. .Оно. играет роль. концовки, которая обусловлена логикой всего предыдущего изложения. В заключении не суммируются все выводы, означенные в конце глав, а содержится то новое, существенное, что. составляет итоги исследования, При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только их новизна и познавательная ценность, но и практическая значимость: публикация материалов на страницах местной печати, введение-исследуемого объекта в статус памятника истории и культуры, строительство музейной экспозиции и т.д.

 В некоторых случаях возникает потребность отметить необходимость продолжения исследуемой темы, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям 'придётся решать в первую очередь. Выводы прописываются в виде тезисов, Т.е. кратко. формулированных и пронумерованных отдельных положений, или в связном, но предельно сжатом изложении.

На этом всё о самом тексте исследовательской работы. Правда, необходимо. ещё небольшое, но важное дополнение, связанное с напоминанием о стандартах оформления печатного оригинала. Глава по объёму получается небольшой, поэтому мы можем это себе позволить. И так, текст распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4) через два интервала (1,5 интервала в текстовом процессоре Word 6/7
for Windows'95/98), шрифт - Times New Roman Суг; Courier New Сут (кегль 14). Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего 20 мм. Поля слева оставляют для переплёта, справа - для того, чтобы в строках не было. неправильных переносов.

Подстрочные ссылки печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем - 1 О).  Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на нём номер страницы не ставится). Цифру, порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы. Каждая глава начинается с новой страницы, точно так
же, как введение, заключение, библиографический список, приложение. Расстояние между названием главы и последующим текстом равно трём интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ 

После заключения принято помещать список источников по теме исследования, в который войдут все печатные издания, архивные документы, вещественные исторические памятники, мемораты, сайты Интернета. Под списком источников по теме исследования необходимо понимать небольшое пособие с простой структурой, для составления которого необходимо вьшолнить следующие операции:

1.Библиографическое выявление документов по теме.

2.Библиографический отбор. Из числа выявленных источников необходимо отобрать те, которые наиболее соответствуют теме. Просмотреть de visu на предмет ценности материала. Всё, что повторяется и вызывает сомнения в достоверности, исключается. Итог - перечень источников, которые считаются наиболее подходящими, соответствующими теме.

3.Библиографическая группировка - это упорядочение библиографических записей по сходству с целью приведения библиографических записей в чёткую систему. Рекомендуется алфавитное и хронологическое расположение источников в библиографическом списке. Первый способ группировки предполагает построение в зависимости от фамилий авторов и заглавий (если автор не указан) по алфавиту. Второй употребляется, когда необходимо особо подчеркнуть историю изучения предмета исследовательской работы, и осуществляется на основе года издания (начинать с самого раннего источника). При этом газетные статьи необходимо отделить от книг и журнальных статей (те или в алфавите или в хронологии) знаком***.

4.Говоря о порядке перечня источников в библиографическом списке, надо снова указать на то, что можно сделать это как угодно. Лишь бы этот порядок был определённым и очевидным.

Кроме этого списка в так называемый библиографический аппарат исследовательской работы входят ссылки (или сноски). Последние делаются в тех случаях, когда в текст сочинения вводится цитата, цифровой материал, важные мысли других авторов и т.д. Материалы, требующие сносок в тексте, обозначаются цифрами 1, 2, 3 и т.д. Функционально
сноски являются той связью, которая существует между текстом и источником, указанным в библиографическом списке. По содержанию ссылка совпадает с библиографическим описанием, но при этом указывается конкретная страница, откуда взят цитируемый материал и не даётся название издательства.

Ссылки на  архивные документы включают в себя следующие' элементы: название архива, номер архивного фонда, номер описи; номер дела, номер листа.

 Ссылку можно оформить сразу внутри текста, в конце страницы, отделив прямой линией от основного текста, и за текстом сочинения. К последнему варианту прибегают, если используется большое количество источников.

По созданию библиографических списка и ссылок может возникнуть много конкретных вопросов. Лучше обратиться с ними к библиотекарю. Отнеситесь к этой работе ответственно, так как именно
библиографический аппарат скажет всё и в плане использования источников и в том, насколько глубоко вы проникли в тему исследования.

 Заканчиваем исследовательское сочинение разделом, который носит название «Приложения» и включает в себя следующий материал: ксерокопии документов, фоторепродукции, рисунки, чертежи, схемы, карты, таблицы, графики и т.д. Очень полезно в данной части разместить тезаурус. Что это такое?

«Приложения» - отдельная и иногда очень объемная часть работы. Поэтому ее можно выделить своим титульным листом. Каждая иллюстрация начинается с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу: «Приложение 1 », «Приложение 2» ... Связь основного текста с приложением осуществляется через такие ссылки: (См. прилож. 1). Все иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь подписи, кратко поясняющие их смысл. Нумерация страниц в приложении сквозная и продолжает общую нумерацию страниц основного текста.

 

 

                   Главы из книги Н.Л.Головизниной «Как написать исследовательское сочинение». Издание четвёртое, исправленное и переработанное. – Киров, 2008. – с.49-77.

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо