Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
По «Реке времени» в историю города   Легенды Кирово-Чепецка   Реквием перед сносом домов на ул. Лунарского   Тайна чепецкой "Улыбки"   Прости нас, Калиновка!   Ленинградская нота в чепецкой архитектурной симфонии   Постамент для Сталина   "Гипсовая память" Кирово-Чепецка   Горбатый мост   По полю танки грохотали   "Красный крест" над Просницкой горой   Просницкая гора - несостоявшееся поле битвы   Просницкая гора как авансцена мировой истории   Мост из настоящего в прошлое   Старое новое кладбище   «Скворечники» на улице Ленина   Поселок за три миллиона   
По полю танки грохотали

По полю танки грохотали

На бывшей Просницкой горе в свое время была устроена пожарная часть – «пожарка». Место для нее выбрали исключительно удачное – на пересечении двух главных дорог, на возвышенности: никакая каланча не нужна. Это несколько выше того места, где располагался фельдшерско-акушерский пункт села Чепца, там, где позднее на улице Ленина было построено здание, на первом этаже которого размещались банк и аптека.

С высоты Просницкой горы прекрасно просматривались все окрестности – и село Чепца, и соседние деревни Скрябиха, Голодный Починок, Логариха, Балезино и другие. Стоило только где-нибудь появиться подозрительному дыму, как расчет огнеборцев уже был готов к выезду. А вот выезд пожарных был более чем оригинален, ибо транспортное средство, которое они использовали, имело устрашающий вид. Было оно бронированное и лязгающее гусеницами… В качестве транспорта пожарные «оседлали» отвоевавшую свое боевую технику. После войны в стране её было пруд пруди: и нашей «демобилизованной», и немецкой трофейной.

В том, какой именно образец боевой техники достался нашим пожарным, мнения старожилов-знатоков расходятся. Одни утверждают, что это была «танкетка» - так на фронте называли легкие танки, предназначавшиеся для разведки и боевого охранения. Другие считают, что это была «самоходка» (САУ – самоходная артиллерийская установка). Скорее всего, огнеборцам достался либо легкий танк Т-70, либо созданная на базе этого танка «самоходка» СУ-76. В годы войны оба образца данной боевой техники производились в Кирове, на заводе им. 1 Мая, эвакуированным на Вятку Коломенским паровозостроительным заводом. Впрочем, что это именно было, уже неважно. Для краткости все называли эту боевую машину просто – танк. Примерно так же, как жители нашего города именуют танком БМП, установленную в виде памятника землякам, погибшим в «горячих точках».

Конечно, бронированная машина, поступившая на службу в пожарную часть, была предварительно «выхолощена». С нее сняли все вооружение. А столь чувствительная потеря в весе только придавала ей резвости. Получившийся в результате «пожаровоз» оказался надежным, простым в обслуживании и эксплуатации. Чтобы починить его, по меткой характеристике механиков, достаточно было только «молотка и матерка». Грязи он, как положено танкам, не боялся и в дорогах абсолютно не нуждался – только пальцем покажи, куда ехать.

В качестве двигателей на обоих образцах этой боевой техники – и на «танкетке» и на «самоходке» - устанавливали по спарке ГАЗовских моторов от самых обычных грузовиков. Как следствие, к качеству топлива и масел «пожарный танк» был крайне нетребователен и всеяден.

Этого нельзя было сказать о танках-иномарках, полученных в годы войны от наших западных союзников. Вообще-то, полученную по ленд-лизу боевую технику, ту, что уцелела, полагалось после войны вернуть союзникам для утилизации… Но народ у нас, что бы о нем ни говорили, хозяйственный. В результате такой рачительности в поселке ТЭЦ появился танк-иностранец. До сих пор не выяснено, был он англичанином или американцем. Привезли эту иномарку к нам по железной дороге, выгрузили, отволокли тракторами в гараж и… все. Очевидно, его планировали использовать в качестве тягача. Но не тут-то было. Иностранец оказался крайне чувствителен к качеству топлива – «употреблял» он исключительно высокооктановый авиационный бензин, которого в те годы в нашем поселке было днем с огнем не сыскать.

Из-за такой привередливости так и стояла ленд-лизовская техника в углу гаража недвижимой. А её единственный «выход в свет» учинил в поселке ТЭЦ настоящий переполох. Можно не сомневаться, что стоявший без дела в гараже иностранный танк возбуждал неподдельное любопытство у всех любителей техники и рационализаторов. В конце концов, компания бесшабашной молодежи, заводилой которой был весельчак и балагур Кузьма Помасов, решила попробовать «вдохнуть жизнь» в бездвижного иностранца. Каким-то чудом в кировском аэропорту им удалось раздобыть 200-литровую бочку искомого горючего. Его залили в баки танка и после долгих попыток завели боевую машину. После этой победы любопытства над здравым смыслом экспериментаторы решили «попробовать танк на ходу». Попробовали. И, предвосхищая гагаринское «Поехали!», рванули по улице Большевиков и далее по улице Парковой.

В те времена там еще были остатки леса. Лихим танкистам снова пришла в голову мысль «попробовать». Свалили танком одну елку, потом другую… Получилось! Как в кино! Какой драйв! Смерть немецким оккупантам! А в это самое время немецкие оккупанты строили-колотили что-то вроде бараков по соседству. Разумеется, под конвоем. Неподалеку, повыше того места, где был построен позднее Дворец культуры «Энергетик» (ныне разрушенный), в те годы находился рынок. Там бабульки разложили на продажу зелень со своих огородиков.

И вот в эту послевоенную идиллию вдруг с рычанием и лязгом врывается бронированное чудовище явно не советского образца. С криками разбегались во все стороны несчастные бабульки. Им ответствовали радостные вопли и галдеж пленных немцев, означавший, без сомнения, только одно – дождались! Каково же было разочарование бывших солдат вермахта, когда до них дошло, что пересмотра итогов Второй мировой войны не будет…

После этого скандального рейда танк надолго поставили на прикол. А потом и вовсе, от греха подальше, решили порезать на металлолом. Но вот беда – карбидный автоген броню «приговоренного» не брал. Она только грелась, и все. Не поленились тогда привезти «для расправы» особо мощный автоген из Кирова. Им и порезали. Глядя на эту сцену, несостоявшиеся танкисты не смогли сдержать горестных вздохов. «Эх, машина… Не в горячем бою на поле брани нашла ты свой конец, а вот так, бесславно и прозаично, как боевой конь, расчленяемый мясником в лавке. А могла бы ты, машина, тягачом стать, или даже в лесовозы выбиться – кабы не твое пагубное пристрастие исключительно к заморскому пойлу – керосину… Не судьба. Танки ведь они как люди…».

Так, с радостями и горестями, протекала повседневная жизнь послевоенного поселка ТЭЦ. Ветры перемен, веявшие над Просницкой горой, унесли в небытие страницы этой    обыденной жизни, развеяли в прах и фельдшерско-акушерский пункт, и пожарную часть, освободив историческую сцену «на бугре» для следующего героя. Героя, оставившего ярчайший след в истории и культуре нашего города. Но об этом – в следующей статье.

 

Владимир Северюхин

старший научный сотрудник 

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо