Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Муллин Е.А.   Сазонтов В.И.   Любовиков М.К.   Феофилактова П.В.   Нелюбина Л.С.   Чирков В.Н.   Ермаков П.А.   Чернов Н.З.   Койсин Е.П.   Сачкова Н.А.   Макаренко Е.П.   Лопатина И.Н.   Калинин А.И.   Девятов Д.В.   Скрябин И.П.   Галушкин Н.И.   Соболев Н.А.   Калинин Ю.Н.   Грухин Н.Ф.   Бармин П.Д.   Чудиновских Г.И.   Векшин Е.А.   Овчинников Л.М.   Лихачев В.Б.   Медовиков А.Ф.   Царьков В.Г.   Сизов И.Д.   Потапов И.В.   Зверев Б.П.   Терещенко Я.Ф.   Субботина З.А.   Созонтов А.Я.   Перевощиков А.М.   Луппов П.Н.   
Перевощиков А.М.

                                                                                                                                                                               В.Н.Прокашев

 

«Я фотограф, а не фактограф…»

                                                                            А.М.Перевощиков

 

  Певцом красоты  северной природы, фотографом-поэтом, Левитаном в художественной фотографии называли его современники. Каждая персональная выставка  фотографа  из Кирово-Чепецка сразу же становилась ярким событием в культурной жизни. И независимо, где она проходила – в родном ли городе или Ленинграде, Минске или Кирове, в Риге или  Даугавпилсе.  По линии АПН (агентство печати и новостей) работы фотомастера выставлялись во множестве стран:  Бельгии и Франции, Японии и Греции, Западном Берлине и Гонконге, странах арабского мира... Его имя вошло в искусствоведческие издания и энциклопедии. В 1969 году на международной выставке в Нидерландах за своё произведение «Конёк-горбунок» он получил одну из высших наград – бронзовую медаль.

          Кто же он, этот человек, прославивший своим творчеством родной город и оставивший яркий след в истории отечественного фотоискусства? Ответить на заданный вопрос нам поможет его биография. Откроем  её начальную страницу  и мысленно перенесёмся в начало прошлого века.

          На высоком живописном берегу, там где Вятка встречается с Чепцой, раскинулось старинное вятское село Усть-Чепецкое с неторопливым, патриархальным укладом жизни его обитателей.

           Здесь, 24 февраля 1905 года в семье местных крестьян Михаила Андреевича и Анны Яковлевны Перевощиковых родился сын Алексей. Крестили мальчика в тот же день в Богородицкой церкви села Усть-Чепецкого. Таинство крещения совершили священник Максим Виноградов и псаломщик Николай Спасский.

          Село, в котором родился и вырос Алексей Михайлович Перевощиков, принадлежало к числу старинных и довольно больших сёл Вятской губернии. Расположенное на берегу реки, оно имело ряд особенностей. Одна из них — отсутствие у крестьян полезной пахотной земли — и определила на долгие годы уклад жизни местного населения. 

          Единственным занятием, связанным с землёй, было огородничество. Выращивали преимущественно огурцы и картофель. Неплохой доход приносило чепчанкам и тканье наконечников для полотенец. А вот мужчины в поисках заработка вынуждены были уходить в соседние местности.  Основанная Андреем Яковлевичем Бровцыным во второй половине XIX столетия спичечная фабрика в значительной мере   смогла обеспечить  мужское население работой. Шли годы, и к Октябрьской революции село Усть-Чепца сложилось как небольшой промышленный центр. Заметно выделялось оно и в культурном отношении.

          В начале ХХ века, помимо церковно-приходской школы, существовали в Усть-Чепце два училища — женское и мужское. Порог последнего и переступил в 1913 году восьмилетний Алёша Перевощиков. Обратимся к страницам автобиографии Алексея Михайловича: «С 1914 по 1923 год учился в земской школе, Вятском ремесленном училище и окончил среднюю школу второй ступени в селе Усть-Чепца».

          В начале двадцатых годов учительницей русского языка и литературы работала здесь Зинаида Андреевна Леонтьева. Впоследствии, вспоминания свою учительскую юность, она писала: «В первый год моей работы в Чепецкой школе в выпускном классе комсомольцев было трое: Алёша Перевощиков, Борис Зорин и Миша Шумилов. Алёша Перевощиков — талантливый художник, он оформлял настенными плакатами, картинами, таблицами все литературные вечера, юбилейные даты, альбомы, журналы. Благодаря ему мы сумели создать учебные пособия по литературе, русскому языку и обществоведению...»

             Сохранилась характеристика учеников 5-й группы Усть-Чепецкой школы 2 ступени, написанная учительницей Леонтьевой в 1923 году. Значительной место уделено в ней Алёше Перевощикову.  

           «Этот юноша — отмечала Зинаида Андреевна, - разносторонне развитый, на всё отзывчивый, умный, живой, чуткий. Всё - ум, чувство, воля - в нём  гармонично развито. Сам полный жизни и энергии, он нежно любит всё живое: понятно, что больше всего он любит природу, любовно и внимательно всматривается  в каждое её явление. Растительный мир больше, чем животный, привлекает его внимание, не потому ли, что в нём больше красоты и неразгаданности. К эстетическим переживаниям он очень чуток, несмотря на внешнее отрицание эстетики: у него и художническое чутьё и музыкальный слух и понимание красот природы».

         В двадцатые годы культурная жизнь в селе бурлила. Заметную роль играла интеллигенция, ярким представителем которой являлась семья Баратынских. Глава семейства был сыном двоюродного брата известного русского поэта, современника Пушкина Евгения Абрамовича Баратынского. Волею судьбы  потомки последнего оказались в непростое время на  Вятской земле. Младший из Баратынских – Андрей учился в одной школе с Алёшей Перевощиковым.  Мать Андрея – Зоя Ивановна, работавшая библиотекарем, участвовала в любительских спектаклях. Принимал активное участие в подготовке театральных постановок и Алексей Перевощиков.  При этом был не только художником-декоратором и гримёром, но и режиссёром. Не тяготился будущий фотохудожник и общественной работы, являясь заместителем секретаря комсомольской ячейки.  Наверное, в  далёкой юности, в той доброжелательной, творческой среде, в которой  он рос и  лежат истоки творчества  Алексея Михайловича Перевощикова. 

           Окончив сельскую школу, юноша поступил на работу заведующим клубом спичечной фабрики «Чепца». В декабре 1924 года он женился на Олимпиаде Селивановской, дочери местного священника. На следующий год молодая семья переехала жить в Вятку, где Алексей устроился культработником в клуб спичфабрики «Красная  звезда». В 1926 году Перевощиков поступил учиться в Вятский художественно-промышленный техникум.  Проживая в Вятке, молодые супруги зашли однажды в фотомастерскую С.А.Лобовикова. Встреча с известным фотографом, большим мастером художественной фотографии произвела на Алексея сильное впечатление и определила его дальнейшую судьбу. Он всерьёз начинает заниматься фотографией. В 1927 году начинается сотрудничество Перевощикова с газетой «Вятская правда». Продолжая учиться в техникуме, Алексей достигает определённых успехов, его рекомендуют  для продолжения учёбы во ВХУТЕМАС  (высшие художественные технические мастерские). Но неожиданно он серьёзно заболевает, оставляет учёбу и в 1928 году возвращается  с семьёй в Чепцу. После выздоровления работает фотографом в местной сельхозкоммуне. Затем в той же должности трудится в доме отдыха «Боровица». В 1933  году Алексей Перевощиков перешёл на работу фотокорреспондентом в «Вятскую правду» (впоследствии – «Кировскую»).   Работая в газете, побывал во многих городах и селениях Кировского края. Снимал деревенских тружеников и седовласых стариков, забавную детвору и чудные вятские пейзажи. Публиковались на страницах газеты его снимки и со строительства Кирово-Чепецкой ТЭЦ, что воздвигалась по соседству с  родным селом. Наверное, тогда Алексей  не предполагал, что спустя некоторое время и само село войдёт в городскую черту нового города - Кирово-Чепецка.

           В «Кировской правде» Перевощиков трудился до призыва на армейскую службу. Не призванный из за плохого зрения в действующую армию, Алексей Михайлович в годы войны служил фотолаборантом в Ленинградском госпитале Военной морской медицинской академии, эвакуированной  в город Киров. После снятия блокады госпиталь возвратился в Ленинград. Там в 1945 году Алексей Михайлович закончил свою службу в звании сержанта, получив свою первую награду - медаль «За победу над Германией» В том же году  он стал фотокорреспондентом Ленинградского ТАСС. Но работать здесь ему пришлось недолго. В 1946 году Перевощиков попал в больницу, подвергшись разбойному нападению.

           После выписки Алексей Михайлович возвращается на родину и работает фотографом на ТЭЦ, сотрудничает по договорам с организациями и учреждениями. Но то, что он делает, его не удовлетворяет. Для него эта работа - всего лишь средство к существованию. Перевощиков понимает, что его час ещё не пришёл, но он обязательно будет.

 Наступает 1952 год. Из автобиографии Алексея Михайловича Перевощикова: «В 1952 году я перешёл работать на творческую работу фотографа-художника и одновременно был назначен фотокорреспондентом газеты «Кировская правда» и центральных газет и журналов. С 1962 года член Союза журналистов. Мои фото печатались и печатаются сейчас в газетах «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Кировская правда», «Горьковская правда», в журналах «Советское фото», «Огонёк», «Москва», «Советская женщина» и других...»

       Первый большой успех пришёл к Алексею Михайловичу в 1956 году, да такой, что  его узнала вся страна. В декабре, на выставке в Ленинграде, среди  четырёхсот фотографий 107 авторов были выставлены 29 работ Перевощикова. За них он получил все награды – три диплома и три премии.

     6 апреля 1957 года в художественном музее города Кирова открылась персональная выставка Алексея Перевощикова из 160 работ. Об этом сообщила своим читателям «Литературная газета», поместив один из снимков с выставки – «Жена внука». Выставка произвела на её посетителей огромное впечатление. В многочисленных отзывах звучало только восхищение творчеством мастера. «Выставка фотографа-художника А.М.Перевощикова – это подлинное искусство. Нет слов выразить чувства, охватывающие меня после посещения выставки. Это талант…».

         В начале 1959 года на прилавках магазинов появилась книга «Советская художественная фотография» ведущего фотоискусствоведа С.А.Морозова, в которой автор ставит Перевощикова в ряд выдающихся фотомастеров страны.

         В 1966 году по заданию редакции журнала «Огонёк» Кирово-Чепецк посетил известный московский фотокорреспондент Лев Бородулин. Ему предстояло сделать серию фотоочерков о развитии спорта в молодом городе. Тогда же состоялось знакомство столичного гостя с Алексеем Перевощиковым. Из воспоминаний фотографа Алексея Шишова: «Я замечаю, как Бородулин зачарованно рассматривает всё новые и новые работы хозяина дома. Наконец, он не выдерживает и восхищённо восклицает: «Алексей Михайлович, ты большой художник. Твои работы должны обязательно стать достоянием всех!».

          С 1971 по 1973 год в Прибалтике прошёл ряд персональных выставок Перевощикова, имевших колоссальный успех.

         Алексей Михайлович был не только замечательным фотомастером, но и гуманистом, философом. 31 августа 1972 года он берёт в руки лист бумаги и начинает писать. Так рождаются его знаменитые заметки, названные им «Осколки мыслей».  Примерно на двух тысячах листов Перевощиковым записаны его рассуждения  об искусстве и жизни, о проблемах творчества и культуры.  Эти заметки ставят вопросы фотографии на новый уровень, поднимают важнейшие проблемы понимания искусства.

         Умер Алексей Михайлович 18 декабря 1988  года.  24 февраля 1990 года в Кирово-Чепецке  состоялась его первая посмертная выставка. В этот же день, на доме, где жил мастер последние пятнадцать лет, была установлена мемориальная доска. В 1996 году имя Перевощикова было присвоено одной из новых улиц города. В год столетия со дня  рождения фотохудожника  был издан альбом его фотопроизведений.  

            Впечатление от работ Перевощикова на долгие годы оставалось в памяти людей. Тому пример – строки из письма Дмитрия Иванова, полученного автором этой статьи в 2005 году, в год столетнего юбилея мастера. «О творчестве Алексея Перевощикова я впервые узнал много лет назад едва ли не из первой публикации о нём в «Советском фото». Помню, был потрясён лирикой его работ… Уже тогда я понял, что это мастер – со своим, присущим только ему, стилем, мировоззрением…». К сожалению, в то время его работы публиковались не часто…  И всё же ещё раз-другой в те годы его работы прошли через тот журнал, что дало возможность убедиться в правоте своего восприятия дарования этого человека…»                                         

Расписание автобусов на сайте города Кирова
Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области